Имена

Левон Осепян

Керк Керкорян — олигарх и Человек

kerkorian1.jpg (9723 bytes)

Вряд ли бы я взялся писать о Керкоряне — будь он только удачливым предпринимателем, не проявись в нем много позже и чисто человеческие качества, когда он начал тратить деньги на благотворительность, немалые, замечу, деньги...

Как это произошло, что изменилось в нем и почему?.. Ведь достаточно известные всем факты из его биографии, казалось, были несовместимы с Керкоряном поздним, с Керкоряном-благотворителем...

Родился будущий олигарх в известном армянским присутствием американском городке Фресно (штат Калифорния) 6 июня 1917 года в семье бежавших от турецкого геноцида армян 1915 года Арона и Лили Керкорян.

Жизнь была трудной, а для переселенцов — особенно. Приходилось работать и самому младшему из четырех детей Керкорянов — Керку.

С 9 лет он подрабатывал как мог: не чурался ни мытья машин, ни перетаскивания мебели. Керк стал приносить домой деньги, зарабатывая их на всем, что подворачивалось, — от мытья машин до перетаскивания мебели. Продавал даже выброшенные машины, предварительно приводя их в относительный порядок. Прибыль была небольшой, но в семье радовались любым лишним деньгам, хотя, конечно, лишних денег не бывает...

Тем временем жизнь формировала его характер. Когда Керка перевели в класс для трудных детей, пригодились уроки старшего брата Ниша по боксу. Он не только мог уже постоять за себя, но и видел свое будущее в профессиональном боксе. Для этого у него были основания — Керк стал местным чемпионом в полусреднем весе среди любителей.

Но как всегда вмешался его величество Случай — как-то в 1939 году он подрядился класть камин владельцу двухмоторного самолета Теду О’Флаэрти. Тот вскоре предложил Керку прокатиться на своей «колымаге», а уж поднявшись в воздух, младший Керкорян выбросил из головы всякие мысли о профессиональном боксе. Помогая Теду готовить самолеты к полетам, он уже через год решил отправиться в летную школу одной из первых женщин-пилотов Флоренс Барнс — научиться пилотировать самолеты на профессиональном уровне. И это ему удалось! Причем денег на учебу у него не было вовсе, но предприимчивый Керк предложил Флоренс, еще и владелице ранчо «Счастливое дно» в пустыне Моджав, где она и обучала будущих летчиков, — отрабатывать натурой: он доил коров и убирал навоз. И, видимо, настолько успешно справлялся и с учебой, и с работой, что через 6 месяцев получил не только лицензию летчика, но и место инструктора в школе Флоренс Барнс.

Мог ли будущий олигарх предполагать, как ему придется рисковать жизнью, чтобы заработать первые крупные (по «тогдашним» его понятиям) деньги — собственно, капитал, который и послужил началом его олигархической карьеры.

Играя со смертью, он перегонял производившиеся в Канаде бомбардировщики «Москиты» на Британские острова. Долетал не каждый летчик. Скорее, наоборот, долететь было большей удачей — маршруты были сложны, и летчиков поджидали «ловушки»: обледенение или отсутствие попутного ветра, без которого долететь было невозможно — маршрут «по ветру» по протяженности на 800 миль превышал дальность полета «Москитов», и очень часто эскадры погибали в волнах Атлантического океана.

Керку невероятно везло! Однажды он стал почти рекордсменом по скорости пересечения Атлантики, уступив всего 23 минуты командиру своего звена Джону Вулдриджу.

Собственно, в большой бизнес Керка подвигнула его страсть к игре. Часто бывая в Лас-Вегасе, он играл запоем, продувая достаточно большие суммы (от $ 50000 до $ 80000). При этом умел держать удар проигрыша.

К этому времени он уже хозяин маленькой чартерной авиакомпании Los Angeles Air Service. Деньги на нее Керкорян заработал за два года, продавая маленькие самолеты, большей частью своим бывшим ученикам, а капитал на этот бизнес он заработал за 2,5 года службы в британских ВВС, перегнав в Европу 33 самолета (по $ 1000 за штуку). Купив свою одномоторную «Сесну», тренировал начинающих пилотов, а также развозил по стране всех желающих чартерными рейсами, в т.ч. и в Лас-Вегас.

В 1968 году Керкорян продает свою переименнованную в Trans International Airlines авиакомпанию более крупной Trans International (за $ 104 млн наличными + крупный пакет акций TransAmeriса стоимостью на $ 85 млн) и начинает крупную игру по инвестициям в недвижимость Лас-Вегаса.

Надо сказать, что Керкорян проявил здесь большую изобретательность, скупая недорогие участки земли и, после небольших трансформаций, сдавая сначала в аренду, а позже продавая с большой выгодой. Впрочем, будущий олигарх имел несколько иное мнение по этому поводу. «Я просто не пытаюсь обгладать кость дочиста, — объяснял он своим менее богатым соотечественникам. — Не жду, когда цены достигнут максимума. Ведь они имеют привычку неожиданно падать. Я делаю свой ход уже тогда, когда прибыль кажется мне справедливой».

В 1967 году он начал грандизный проект — строительство самого большого отеля в городе в 30 этажей с 1512 номерами.

Казалось, что Керк уже празднует победу — но тут Комиссия по ценным бумагам (SEC) обвиняет Керкоряна в сокрытии части финансовой информации и запрещает выпуск допэмиссии акций отеля International Leisure («Международный досуг»), выручкой от которой он собирался погасить все еще остававшиеся внушительные долги.

Керку пришлось продать свой дом в Лас-Вегасе, самолет, яхту. Кроме того, он страшно потерял на уступке половины своего пакета акций в International Leisure владельцам сети отелей Hilton (минус $ 163,5 млн). Возможно, тогда-то ему и вспомнился самый критический момент в своей жизни, когда во время полета из Канады на «Моските» где-то на середине маршрута ветер пропал и только невероятное везение — опять его величество Случай — в ситуации, когда у Керка почти закончилось топливо и он пошел на снижение, чтобы попытаться хотя бы приводниться, прямо по курсу неожиданно возник аэродром назначения.

Он никогда не сдавался и боролся с ударами судьбы стоически и неизменно выходил победителем. Всего год понадобился Керкоряну, чтобы начать еще более грандиозный проект — строительство нового «самого большого отеля в мире».

Умение принимать нестандартные решения во многом способствовали успеху его бизнеса. Чего стоит его тройная купля и продажа знаменитой голливудской кинокомпании Metro Goldwyn Mayer (МGМ). Ее покупателями были: известный американский олигарх, создатель канала CNN и Игр доброй воли Тед Тернер (1986), итальянский аферист Джанкарло Паретти (1990), последней МGМ выкупила японская фирма Sony (за $ 4,8 млрд), причем у первых двух Керкорян выкупал киностудию обратно!

Он не тусовщик, не любит публичности, не так часто появляется даже на заседаниях советов директоров своих компаний. Любит проводить время в кругу своих друзей. Многие, знающие его достаточно хорошо, полагают, что Керкорян — мягкий человек да и прекрасный собеседник.

И хотя сейчас ему уже под 90, он все еще продолжает заниматься делами, счастлив в семейной жизни (младшей дочери всего 7 лет) в своей роскошной резиденции в пригороде Лас-Вегаса, передвигается по миру на собственном реактивном самолете DС-9 ($ 18 млн) или на 45-метровой яхте.

Уже многие годы Керкорян помогает своей исторической Родине; только в 2003 году его помощь Армении составила $ 200 млн (четверть современного бюджета страны). Вкладывает Керк немалые суммы и на поддержку Арцаха.

Зная, что многие, далеко не бедные люди в России, Армении и в других странах скорее удавятся, чем пожертвуют на благое дело — на действительно нужное, стоящее дело, а не на какую-то «ерунду» или фуршеты по каждому пустяковому случаю — можно порадоваться грамотному вложению Керкоряном денег без всякой корысти, замечу, и воздать должное как Уму, так и Человечности крупнейшего армянского Олигарха.

kerkorian2.jpg (13498 bytes)

Керкор Керкорян с сильными мира сего

kerkorian3.jpg (13843 bytes)

Керкор Керкорян в офисе

kerkorian4.jpg (15964 bytes)

Керкор Керкорян на одном из объектов


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 27.06.07 16:56