Память

Корюн Нагапетян*

* Печатается с некоторыми изменениями по тексту буклета к выставке «Расстрелянный пейзаж» (Живопись Корюна Нагапетяна), организованной Правительством Москвы, Российской Академией Художеств, Московским музеем современного искусства, Общероссийской общественной организацией «Союз Армян России».

nagapetyan.jpg (15714 bytes)

Корюн Нагапетян. «Автопортрет». 1991 г.

«Художник, жизнь твоя, как и трагическая смерть — была борьбой...».

Корюн Нагапетян родился 16 марта 1926 года в Армении в селе Ацик Гюмрийской области. Окончил Ленинаканскую художественную школу им.Меркулова, Московское высшее художественно-промышленное училище («Строгановку») и аспирантуру при нем, а также факультет социологии и философии Московского университета.

Уникальность художника заключается в том, что, имея монокулярный тип зрения (в юности производственная травма лишила будущего живописца важного рабочего инструмента — одного глаза), он смог получить высшее образование и стать профессиональным художником.

Корюн Нагапетян являлся членом Международной Федерации Художников при ЮНЕСКО, членом Союза Художников России, разработчиком серии гарнитур различных шрифтов, автором более тридцати изобретений и патентов, социологом, философом, публицистом и общественным деятелем.

Его творческий путь начинался с печально известной «бульдозерной выставки». Позже он принимал активное участие в организации и проведении «квартирных выставок» и выставки на ВДНХ в 1975 году. Корюн Григорьевич являлся одним из основателей группы «20-ти московских художников», которая просуществовала 14 лет, собирая огромные очереди. Художник участвовал более чем в 70 российских и зарубежных выставках (из них 10 — персональных), его работы находятся в галереях и частных коллекциях во многих странах мира.

В 2006 году Корюну Григорьевичу Нагапетяну исполнилось бы 80 лет.

25 июля 1999 года Корюн Григорьевич Нагапетян был убит тремя выстрелами в упор в своей мастерской в Москве. Одна из пуль, выпущенная убийцей, не только смертельно ранила художника, но и повредила картину, расположенную за его спиной. Это был пейзаж «Озеро Севан».

Озеро Севан является гордостью армянского народа, и художник в свои последние минуты как будто пытался защитить одну из немногих святынь, оставшихся у многострадальной Армении. Пробив грудь автора, кусок свинца подхватил его душу, вспорол небо над изображенным озером — и душа живописца вознеслась высоко вверх, чтобы предстать перед судом Всевышнего. Пятна крови можно обнаружить на картине с изображением старого Московского Кремля, они словно подчеркивают неразрывную связь художника с Россией, с Москвой, где он учился живописи, работал и прожил более 50 лет.

Период раннего авангарда («Эмбрионы», «Распад Озоновой дыры») ярко контрастирует с более поздним реалистичным творчеством художника.

Глубоко национальные работы Корюна Нагапетяна («Арарат», портреты древнеармянских деятелей культуры, изображения армянских храмов) гармонично чередуются с изображениями церквей старинных русских городов, исконно русскими пейзажами (цикл «Золотое кольцо России»).

С 1994 года Корюн Григорьевич практически перестал заниматься живописью и все свое время посвящал работе над книгой, в которой изложил новую концепцию происхождения Земли. В книге «Вторжение Земли в Гелиосистему» (М.: Крон-Пресс, 1997. — 256 с.), изданной на армянском, русском и английском языках, опубликованы также репродукции его работ и множество шрифтовых гарнитур.

Шрифты представлены латинским, армянским и русским алфавитами. Автор мечтал о том, чтобы его национальные шрифты нашли практическое применение в Армении, России и «закодировали обе нации на исцеление, возрождение и прогресс».

nagapetyan1.jpg (17769 bytes)

Корюн Нагапетян. «Озеро Севан». 198? г. (на картине видны следы от пули, выпущенной в художника его убийцей)


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 25.02.12 16:45