Cобытия

Планета Параджанова

parajanov1.jpg (16875 bytes)

Альбом, выпущенный театром «Параджановское фойе» к «Юбилею Мастера»

parajanov2.jpg (10083 bytes)

Основатель театра «Параджановское фойе» Владимир Габбе

2004 год был объявлен ЮНЕСКО годом Сергея Параджанова. В этом году мастеру исполнилось бы 80 лет. У Московского художественного театра «ПАРАДЖАНОВСКОЕ ФОЙЕ» более скромный юбилей, в этом году он отметил своё 10-летие. Театр «ПАРАДЖАНОВСКОЕ ФОЙЕ» – единственная, в своем роде, экспериментальная творческая лаборатория, посвятившая свой путь Образу великого Мастера XX века, его орнаментально-духовной сути. Со дня своего основания в 1994 году театр экспериментирует в непознанных мирах параджановских страстей, этнических стихий и поэтических метафор.

Нужно обладать безграничной смелостью и таким же чувством такта, чтобы рискнуть хотя бы прикоснуться к яркому, праздничному и неизведанному миру Параджанова. Смелостью, – потому что только глубина таланта и Сопричастности дает право на такой шаг. Тактом, – потому что, несмотря на огромность, всеобъятность, этот мир хрупок. Так, узор на крыльях бабочки не терпит неосторожных прикосновений...

В творчестве великих мастеров всегда остается место для недосказанного, неосуществленного, задуманного, но не завершённого. Сергей Параджанов, помимо своих удивительных фильмов, оставил нам сценарии, бесчисленные записи, черновики, наброски, сквозь которые упрямо проступают такие знакомые, параджановские черты, – черты гениальности. Это многими, к сожалению, бездумно применяемое слово естественно и органично прирастает к параджановскому творчеству. Он был гений – факт настолько неоспоримый, что его тут же признали и друзья, и недруги. Первые – с радостью, вторые – как осознанную неизбежность. Параджанов относился к редкому человеческому типу – Человек Играющий. И кинокартины, и коллажи, и сценарии, и наброски Мастера – это бесконечные игры с предметами, фактурами, красками, типажами, актерами, куклами, масками, со смертью... Один поэт как-то сказал: «Для меня все материальное магично». Наверное, это хорошо чувствовал Параджанов.

Эту же ускользающую магию материи воплощает в своих замыслах художественный руководитель и основатель театра Владимир Габбе. Его театр, точнее, его и Параджанова, начинается, вопреки расхожему мнению, не с вешалки, а с фойе. Во всех значениях этого слова. Театр открылся в 1994 году выставкой в фойе. Коллажи, инсталляции, причудливые шляпы, куклы – весь этот по-параджановски яркий мир хлынул на зрителя. Все это, подобно камертону, помогло настроиться на Его – параджановскую волну. Не случайно и название первого спектакля – «ВИВАТ, МАЭСТРО!», посвященного загадкам мистификаций Мастера и его вымышленной модели театра. Это было и поздравление, и безграничное восхищение, и признание великого художника. И поклонение ему. Умный зритель это понял и принял.

В юбилейном альбоме театра можно прочесть репертуар. Это звездные постановки разных лет:

«ПИРОСМАНИ» – праздник одиночества у Серго Параджанова (по мотивам пьесы В.Коростылева),

«КАЗАНОВА» – встреча Параджанова с Феллини, которая никогда не состоится (по мотивам произведений С.Параджанова, Ф.Феллини и М.Цветаетвой),

«АНДЕРСЕН» – анатомия греха (по мотивам пьесы П-У.Энквиста «Из жизни дождевых червей») – посвящение нерожденным шедеврам Мастера,

«БИТВА УСОПШИХ МОЛИТВ» – моление по Параджанову (по мотивам сценария С.Параджанова «ДЕМОН» и пьесы Т.Уильямса «БУМ»),

«ПАРАДЖАНОВ» – притча-память, вознесенная в образ (по мотивам сценария Параджанова «ИСПОВЕДЬ» и поэзии Саят-Новы)...

Особенно свежи впечатления от последних двух спектаклей.

«БИТВА УСОПШИХ МОЛИТВ» – с яркой, рельефной, характерной игрой Луизы Габбе, наделяющей свою героиню поистине мистической притягательностью, перед которой не может устоять сама Смерть; с лепной – мягкой и в то же время отточенной пластикой Александра Авдеева, сопровождаемой звучным и глубоким голосом Владимира Габбе, роняющего гранулы фраз в пространство-время (так роняют песок песочные часы, так падают капли клепсидры – стеклянного символа бесконечности). И всё это в унисон неистовому голосу Тамары Гвердцители.

Спектакль «ПАРАДЖАНОВ» стал кульминацией юбилейной недели мастера.

Притча-память, вознесенная в образ. Не больше и не меньше. Как будто это так просто – вознесение, как будто это вообще возможно – создать на сцене портрет того, кто создал из своей жизни розыгрыш, того, кто разыгрывал гениев, народы, культурные традиции. Да еще по мотивам сценария последнего, не снятого, фильма. И какого фильма – «Исповедь»! Как будто это мыслимо – воплотить на сцене исповедь «сумасшедшего гения», как сказала его муза Софико. Исповедь волшебника, как называли его поклонники, исповедь шута, как называли его близкие друзья. Исповедать шута, возможно, единственного героя сказки, дерзавшего поучать королей, который пришел «спустя свою жизнь», пришел, чтобы в который раз, рассмеяться в лицо тем, кто решил, что театр умер, тем, кто решил, что умерло искусство кино, тем, кто решил, что картины не худший товар, престижный и компактный. Он пришел пошутить над этими пророками смерти искусства. ОН, превращавший похороны друзей в мистерии, НАЗНАЧИЛ ВСТРЕЧУ на кладбище. НА СНЕСЕННОМ ТИФЛИССКОМ КЛАДБИЩЕ, В ЧАС ВОЗНЕСЕНИЯ ХАЧКАРОВ И АУКЦИОНА ПАМЯТИ. Он предложил им купить кяманчу, ПОСЛЕДНЮЮ КЯМАНЧУ ВЕКА. Он РАСПАХНУЛ ЗАНАВЕС СФЕР, он – старый проказник, хохотал над тем, как лопались мыльные пузыри границ. Ну? Что вы видите? Сцену? А может быть, огромный коллаж, где образы движутся, говорят и играют на скрипке?

Коллаж, в котором он сумел-таки заплести в колдовской узор кино и театр, музыку и поэзию Саят-Новы, нарядив их карнавалом безумных снов гения в шляпу-павлина, в шляпу-гранатовый плод...

Коллаж, в котором объятья экрана и сцены прорастают друг в друга, «не ведая стыда», где память возносится бесконечным потоком призрачного света, одетого в лица и жесты, где каждый взгляд персонажей, да что там – даже их сны плывут и плывут от хачкара в небо по лунному шлейфу.

Вот Поэт (Александр Авдеев) на фоне своей улыбки, на фоне своего хохота, парящего над сценой; вот Мадам Жермен (Луиза Габбе) рассматривает свое лицо, прильнувшее к кяманче – на фоне магии, когда в унисон пируэт канделябра над рампой и ангела на экране. Кто же в ком отразился? Наверное, все отразились – друг в друге. Как отразилась сцена в экране, как отразился экран в зеркале сцены, обретая объем и трансцендентальную суть автора спектакля Владимира Габбе.

Он назначил всем нам свидание спустя свою жизнь и пришел на него. Этого от него не ждали. Еще один его розыгрыш удался. Удался на славу. Ведь многие помнят, что любой визит Параджанова – это подарок, причем драгоценный. И вот он – дар гения – театр кино, театр «поверх барьеров», театр-мистерия, театр-праздник.

Спросите у его жрецов: Луизы Габбе, Владимира Габбе, Александра Авдеева: – Как! Как это все возможно, чтобы, словно дети, мы – видавшая виды московская публика – сорок минут оваций?

И ответят вам: – Параджанов, он такой проказник, такой выдумщик, такой... Это все Параджанов.

Позвольте, но о чем же все-таки спектакль? Поведайте тем, кто не видел.

О Параджанове.

О том, чем он жил? Вот о том же и этот спектакль.

О чуде по имени Параджанов.

И если спектакль «ПАРАДЖАНОВ» стал кульминацией юбилея, то отправной его точкой стали юбилейный концерт «ПОСВЯЩЕНИЕ МАСТЕРУ» и открытие выставки «ПАРАДЖАНОВГРАД» (коллажи, инсталляции, шляпы, ассамбляжи, посвященные образам и мифам Сергея Параджанова).

Переступаешь незримую границу и попадаешь в иной мир – яркий, праздничный, иноязычный. Как узор на крыльях бабочки. Стеклянные бусины, осколки фарфора, кружева, высохшая кожура граната, павлиньи перья, перламутровые раковины, шляпы, напоминающие то роскошные торты, то изящных птиц с нездешним оперением. Здесь любой предмет – повод затеять игру, карнавал, маскарад. И тогда обычная перчатка становится объектом, живописной плоскостью, с которой начинает разворачиваться новое измерение.

Фотографии, фотографии, фотографии... На каждой – лицо Мастера: улыбающееся, смеющееся, грустящее, какое еще? Лучезарное?! И все вместе это создает щемящее и непередаваемое ощущение Присутствия. Автору выставки (и режиссеру-постановщику всего многодневного действа, на которое собралось немного-немало около четырех с половиной тысяч зрителей) удалось передать неуловимое, мерцающее над... Над цветом, над ракурсом, над предметностью. Как будто – вот прямо сейчас, распахнутся двери, и...

Двери действительно распахиваются. Нарядно одетые люди медленно заполняют Колонный зал Екате-рининского дворца. Зал, прорастивший в себе ЕГО сны, ставший домом театра «Параджановское Фойе». Их встречают празднично накрытые столы с любимым угощением Маэстро: терпкое вино, виноград, чернослив, курага, изюм, рубиновые зерна спелого граната. Неподалеку от сцены рассаживаются гости, чьи лица хорошо знакомы всему залу: Юрий Любимов, Тамара Гвердцители, Софико Чиаурели, Лариса Кадочникова, Елена Камбурова, Татьяна Бестаева, Светлана и Сурен Параджановы... Сегодня все они В ГОСТЯХ У ПАРАДЖАНОВА.

И голос Тамары, ставший талисманом театра, заполняет зал. («Ты говоришь словами моего сердца!», – произнес однажды один человек из Грузии.) Тамара Гвердцители поет словами сердца. Так поют горы, которые всегда с ней, всегда внутри нее.

Воспоминания нанизывались на одну общую нить, собираясь в драгоценное ожерелье. Собирали его вместе, всем залом, чтобы подарить Мастеру. Умеющий дарить, умеет радоваться подаркам. Потому что для этого нужна чистая, как детская слеза, душа. Он всегда говорил: Боги едины. Он был человеком наднациональным, аполитичным.

«Самое страшное – прозевать прекрасное», – эту фразу Параджанова повторила в начале своего выступления Елена Камбурова.

Как все это ложилось на слова, произнесенные Владимиром Габбе:

«Задыхаемся мы от счастья быть рядом с тобой, взирающими, молящимися...»

Параджанов был для окружающих чем-то вроде философского камня, субстанции, превращающей в совершенство все, к чему прикоснется. Потому, наверное, и было все так, по-параджановски. И вместо официальных речей получались импровизированные эссе, плавно перетекающие в тосты. Потому и выступления директора Параджановского музея в Ереване Завена Саркисяна началось словами: «Вчера мне приснился Параджанов... Он Учитель, этот человек... Я понял, что такое Учитель не в школе, а после Па-раджанова. Учитель – это красота и доброта. Это вкус, которого сегодня не хватает. Сопротивляться безвкусице можно только искусством настоящим...»

На состоявшейся за неделю до Открытия пресс-конференции в ИТАР ТАСС прозвучали слова о том, что юбилейная неделя, возможно, послужит прообразом фестиваля им. Сергея Параджанова. Так, в общем, и получилось. Создалось впечатление, что люди просто не могли с НИМ расстаться. Сразу за юбилейной неделей последовало открытие первой международной выставки «Посвящение Мастеру» в Московском Доме национальностей. А еще через десять дней юбилейная Параджановская экспозиция открылась в рамках Международной специализированной выставки «Сцена России» (ВВЦ и «Театральный центр на Страстном»). В рамках этой выставки театр представил уникальный проект синтеза пространств экрана и сцены, проект, органично вытекающий из самой сути творчества Маэстро (в театре этот проект ведут С.Тесло и М.Орлова).

Театр, как и сам Параджанов когда-то, перешагнул границы подмостков. Это, видимо, неизбежно. Искренность и фантазия параджановской пробы не умещаются в прокрустово ложе каких-либо определений. Театр, оборачивающийся галереей, с повадками кав-казского щедрого стола и непрерывностью творческой лаборатории, заполненной молодыми и дерзновенными, жаждущими игры и свершений. А то вдруг развернется ПАМЯТЬЮ, как кинолентой, как клубом вечноживущих образов. Так и живет – тишайшим прозрачным вихрем, накапливая центростремительную силу, удерживая своего зрителя, увлекая со всех сторон тех, кому тесно и душно в рамках. Эдакий центр притяжения культуры, тайны, поиска... Этакая территория Параджанова, его вотчина, его город.

Ведь он существует – этот город Параджанова, в своих неопределяемых границах, в своем Зазеркалье, осязаемом и необозримом. Плотность его образной атмосферы достигла пиковых показателей и уже прорастает в складках материальности. Не удивляйтесь, если вам доведется где-нибудь встретить врата в «ПАРАДЖАНОВГРАД». Не удивляйтесь, ибо не хватит сил удивляться на каждом шагу, на каждом вздохе. Примите удивление как стиль дыхания и приготовьтесь к самому-самому. Ведь мечты о доме таких, как Параджанов, не могут умереть. Как не умирают насовсем и они сами. Они всегда рядом. Нужно только найти к ним свою собственную дорогу.

И тому, кто найдет, откроется ТЕАТР, его новая ипостась, его полет навырост, навырост всем, кто стремится прикоснуться к параджановскому чуду жизни-праздника. Где-то здесь, в этом Театре, есть Дверь, за которой, лукаво усмехаясь, прячется Мастер. Может, он готовит свой очередной сногсшибательный розыгрыш? Дверь эта, возможно, и нарисованная, но свет из-под нее пробивается настоящий. Там, за этой Дверью, наш вечный Дом, это оттуда приходят фантастические сновидения и гениальные идеи, это оттуда вылетает пестрокрылое облако: кобальтово-синее, лазурное, белоснежное. То самое, что парило над изумленным залом, взиравшим на волшебный лёт бабочек, оставивших свои драгоценные прикосновения на гостях театра и его музе Софико Чиаурели. Перепорхнувших не только в зал, заполненный овациями юбилейному спектаклю, но даже на объектив съемочной группы, спустя лето снимавшей сюжет о юбилейном годе.

Когда время прячет в свои складки священное безумие, не утихает где-то поблизости эхо, в котором слышатся слова Луизы и Владимира Габбе:

«Мы, живущие на этом свете, сделаем кокон, чтобы вылетел ТЫ на том свете бабочкой!»

Пусть будет этот кокон так же прекрасен, как Его вдохновенный полет. Пусть не прерывается связь времен и пространств, пусть совершенное именем Его тут не омрачит праздника его там, и пусть его вечный праздник по ту сторону суеты и тлена прорастает тут коконом, изысканным и ажурным ковчегом тайны и красоты, извечных признаков бессмертия.

Юбилей Мастера

parajanov3.jpg (8225 bytes)

Выступает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в РФ Армен Смбатян

parajanov4.jpg (7036 bytes)

Юрий Любимов на Параджановском юбилее

parajanov5.jpg (9790 bytes)

Тамаре Гвердцители на юбилейном вечере вручают от «Параджановского фойе» коллаж работы Владимира Габбе

parajanov6.jpg (5850 bytes)

Выступает Елена Камбурова

parajanov7.jpg (12880 bytes)

Народная артистка СССР Софико Чиаурели и художественный руководитель театра «Параджановское фойе» Владимир Габбе

parajanov8.jpg (18139 bytes)

Юбилейный торт в форме цифры 80, усыпанный гранатами для Мастера

Сцены из спектаклей театра

parajanov9.jpg (17102 bytes)

Луиза Габбе в спектакле «Бум»

parajanov10.jpg (14171 bytes)     parajanov11.jpg (14335 bytes)

Сцены из спектакля «Битва усопших молитв»

parajanov12.jpg (11815 bytes)

Владимир Габбе в роли Нико Пиросмани


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 04.07.07 15:05