Новые книги

Сэда Вермишева

Прошлое — единственная реальность

vermish.jpg (16451 bytes)

Оглянись! / Лия Давтян. - М.: Акад. гуманитар. исслед., 2006. - 140 с. с ил.

«Оглянись!» — этот призыв довлеет над всем пространством книги, ее текстом, независимо от жанра произведения, будь то эссе, документальная проза, реалистический рассказ или повествование в духе сюрреализма. Он подчиняет, заставляет тебя мысленно остановиться... и вдруг осознать — что прошлое это и есть единственная принадлежащая тебе реальность, а беговая дорожка из настоящего в будущее может оборваться уже через секунду. И ты прокручиваешь вспять ленту своей жизни...

Путь в прошлое Лия Давтян прокладывает через сопереживание своим героям, главным из которых является город Тифлис, Тбилиси, во всем собирательном и нетривиальном своем значении. Любовь к Тифлису, городу своего детства, к его обитателям — талантливым и убогим, смешным и великим, успешным и бедствующим, Тифлису, где аристократизм и артистизм, нищета и достаток имеют свою, ни с чем не сравнимую, выразительность.

И в этом огромная удача автора — у столь общего явления, как городская жизнь в книге Лии Давтян — тифлисское лицо.

Собранные под одной обложкой произведения разных лет и жанров — дневник бабушки, воспоминания о подругах матери или же поездке к внукам в далекую Канаду, собственная ли жизнь после смерти в ее урезанном, до общения лишь с бездомным котом, формате, объединены личностью автора, манерой письма и осмысления мира. И здесь в творчестве Лии Давтян особое место принадлежит описанию, до мельчайших деталей и подробностей событий, персонажей, местности, как одушевленных, так и неодушевленных предметов. Эти детали точны и неожиданны одновременно, ярки и художественно совершенны.

Тем не менее, описание — это метод. Духовным же стержнем, определяющим единство книги, является, конечно же, чувство любви и нежности, благодарности к городу своего детства, щедро одарившего Лию своей неповторимостью. И она отвечает ему взаимностью. Это относится ко всему, что проходит сквозь память автора — будь то «жиденькая струйка тончайшей пыли между кирпичами покорно дряхлеющего дома» или хромой бродячий актер Бабаянц, мамины ли подруги, бабушка и еще многие, многие другие... Любовь — благородная птица, вьющая гнезда и проживающая только на страницах подлинной литературы. Но она сегодня — редкий гость наших художественных произведений. Особенно это касается любви к прошлому. (Не потому ли столь шатко наше настоящее и смутно будущее?..) Но птица эта не покидает страниц повествования Лии Давтян. Однако даже тогда, когда героями ее повествования становятся такие кумиры Тифлиса, всемирно признанные художники, как Сергей Параджанов или Бажбеук-Меликян, портреты их, написанные пером Лии Давтян — не глянец, а живой, искрящийся юмором и любовью рассказ о людях во всей неповторимости их индивидуальности Я не могу сказать, что мне близок пафос Параджанова, шествующего по улицам Тифлиса в одних носках, для того, якобы, чтобы лучше чувствовать родную землю. Или же такой эпизод, когда Бажбеук-Меликян отбирает свою картину у того, кому он ее только что подарил, настолько влюблен в произведение рук своих... Но тем живее, благодаря перу и широте взгляда автора, эти люди предстают перед читателем во всей живости и неподдельности своих характеров.

Хочется отметить, что ее эссе о мастерах ли кино, живописи или слова — это не только оригинальные, остро характерные зарисовки, но и глубокий профессиональный анализ искусствоведческого, киноведческого или же литературоведческого плана. При этом они имеют самостоятельную художественную ценность. Например, фраза: «Картины Бажбеука манят зрителя, заставляют идти к ним, все ближе и ближе всматриваться в отдельные мазки, подавлять в себе желание коснуться полотна рукой, спрашивая себя, — живопись это или Чудо?» имеет самостоятельную художественную ценность, независимо от того, о ком она, кому адресована. И в этом — тоже одна из особенностей книги: органическое, естественное сочетание в книге художественного начала и профессионального анализа.

Особняком в книге Лии Давтян стоит рассказ «Старуха», где в основе повествования не воспоминание, а художественный вымысел, где фантастика сюжета сочетается с четким реализмом описания места действия и действующих лиц. Я не буду пересказывать этот небольшой рассказ. Но в нем, в таком небольшом по объему, — огромное содержание. Не мировоззрение, а нечто более первородное и естественное — мировосприятие, отражающее исконную потребность человека в самопожертвовании, в самоотдаче, по зову сердца, безоглядно и без материальной корысти. И эта потребность в рассказе реализуется, делая его концовку наполненной высотой и ликованием. И хищный и неблагодарный кот с пустыря — тоже явление природы...

В конце я хотела бы отметить еще одну особенность книги Лии Давтян. Помимо Тифлиса и его обитателей, в ней непроизвольно проступает не только лицо города, но и судьба армянского народа, в его скитальчестве и памяти о потерях...

И это обстоятельство придает книге историческую ценность.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 04.07.07 15:05