Имена

Станислав Айдинян

Артур Айдинян – голос и имя легенды…

Артур Айдинян… Это имя было знаменито в 1950 - 60-х годах. Толпы поклонников окружали здания, в которых он выступал. Сцена утопала в цветах. Особенно он был известен и любим как исполнитель неаполитанских песен, вокальных произведений итальянской, испанской, армянской классической музыки. Критики-музыковеды считают его одним из последних представителей высокого певческого искусства бельканто.

Артур Айдинян родился 15 августа 1923 года в Королевстве Греция в городе у моря, в Салониках. Семья его была не чужда музыкальных увлечений. Отец, Мкртич, играл на скрипке, в молодости пел в хоре самого Комитаса.

Артур в детстве пел в армянской церкви, в ранней юности – на городской радиопрограмме со старшей сестрой Сирануш. Были у него еще брат Карпис и самая младшая сестра – Вартуи, – все это дети от второго брака его отца. В Салониках они жили в собственном доме. Имели мебельную фабрику-мастерскую. Сначала делали только плетеные стулья с сидениями из соломки, а потом и сложную мебель, шкафы с инкрустацией. Отец Артура купил капитальный каменный дом над морем с небольшим участком, разводил розы. В спальнях блестели мраморные полы, – летом прохладно, зимой холодно. Купил перед войной и участки земли под хлопок, сдавал их в аренду. Мкртич писал стихи, публиковал их в армянской газете, собирал пластинки с оперными ариями…

Артур Айдинян до войны закончил среднюю армянскую школу и поступил в юридический итальянский колледж. Однажды его пение услышал один бывший певец, некогда знаменитый. Он сказал отцу юноши: «У твоего сына бриллиант в горле! Его нужно учить». И Артур стал брать уроки у другого старого певца, итальянца, маэстро Доминико Росси… Романтическая атмосфера предвоенной Европы была насыщена музыкой. Гремели имена Беньямино Джильи, Тито Скипа. Шли музыкальные фильмы с их участием. На улицах под окнами и балконами возлюбленных молодежь Италии и Греции пела под гитару серенады.

Греческое королевство было захвачено в 1940-м году итальянскими войсками. Но итальянцы не удержались в Греции, и на смену им пришли войска Третьего рейха – Салоники попали в зону немецкой оккупации. Тревожными стали дни приморского города. Молодежь устремилась в ряды Cопротивления. Артур также вошел в одну из многочисленных подпольных групп – разбрасывал листовки, ходил в горы к партизанам, – добывал сведения, пока в одну из облав не был арестован. В концентрационном лагере на допросе был избит и почти потерял зрение. Многие его товарищи погибли, он остался в живых. В 1944 году Греция была освобождена.

Все красивее, все ярче звучал его голос – лирико-драматический тенор. С квартетом гавайских гитар «Цигаридис» совсем еще молодой Артур выступал как солист на волнах частной городской радиостанции в Салониках.

После окончания немецкой оккупации в 1947 году отец Артура Айдиняна, разоренный войной и движимый желанием обрести родину, решает с семьей уехать в Армению. И вот пароход «Чукотка» везет армянских репатриантов в Батуми, откуда поездом они отправились в Ереван. Поселили прибывших первоначально в ереванском районе Зейтун, над городом. Позже репатриантов расселили, некоторым построили дома – каждый на четыре семьи, дом отца Артура был на улице Дзержинского, № 4, над проспектом Барекамутян. В Ереване Артур стал лечиться в клинике глазных болезней у профессора Бабкена Никитича Мелик-Мусьяна.

На следующий год в Ереван приехал академик-офтальмолог В.П.Филатов. Прибыл он для того, чтобы в центре армянской христианской веры в Эчмиадзине венчаться с Варварой Васильевной Скородинской. Филатов побывал в клинике Мелик-Мусьяна, осмотрел нескольких больных, среди которых был Артур. Так состоялось их первое знакомство. Филатов увидел, что молодой больной нуждается в повторной операции на правом глазу и пригласил его в Одессу. – Постараюсь вам помочь! – обещал он.

Артур Айдинян в 1948 году поступил в Музыкальное училище имени Романоса Меликяна. Учился у бывшего солиста Императорского оперного театра в Петербурге Тиграна Ивановича Налбандяна. Позже закончил Ереванскую консерваторию.

Приглашали Артура Айдиняна на разовые выступления с Джаз-оркестром Армении, очень популярным, гастролировавшим по всему Союзу. Одно время солистом у них был известный Рашид Бейбутов. Художественный руководитель оркестра, композитор Айвазян, пригласил к себе на работу.

Однако там он пел мало, потому что его манера пения не совпадала с джазовым жанром. Оркестр поехал в Москву. Артур исполнил неаполитанскую песню… Люди из Министерства культуры СССР решили, что грех использовать в эстрадных выступлениях певца со столь красивым оперным голосом, у него куда большие возможности, что ему нужно продолжить образование.

В 1949 году училище дало певцу направление на консультацию в Институт глазных болезней и тканевой терапии, к Филатову.

На пароходе «Грузия» Айдинян отправился в Одессу. Начинающий певец, аккомпанируя себе на гитаре, стал петь для матросов и пассажиров, песни полились по внутренней корабельной трансляции. Капитан «Грузии» Элизбар Саванович Гогитидзе услышал, как поет молодой пассажир, пригласил его к себе в каюту. Когда пароход прибыл в Одессу, капитан на своей машине отвез Артура прямо на городскую квартиру академика Филатова.

«Я был с гитарой, – вспоминал Артур Михайлович, – спел для него. – А можете спеть «Марекьяре»? А «Санта Лючию»?» И он стал петь. В то время как из института звонили, напоминали, – пора на научную конференцию. – Ну что же, еду! – сказал академик и взял певца с собой в институт. В тот же день он был принят на лечение, а через месяц В.П.Филатов сделал ему операцию, которая тогда принесла существенное улучшение. Артур Айдинян и во время лечения и вне его часто выступал в Институте Филатова в конференц-зале, пел и дома у академика, снискал себе любовь, обрел восторженных почитателей среди больных и врачей.

С тех пор А.М.Айдинян стал часто посещать Одессу. Он очень близко подружился с семьей Елены Аркадьевны Петросян, бессменного ассистента при операциях Филатова на протяжении многих лет. В 1949 и 1952 годах Артур Айдинян часто гостил в большом мавританского стиля особняке, принадлежавшем доктору Е.А.Петросян. Дом стоял на Французском бульваре, на углу Кирпичного переулка. В нижнем этаже жила семья младшего брата Елены Аркадьевны, скульптора Михаила Аркадьевича Петросяна, он был репрессирован в свое время за то, что оставался в оккупации. Дом этот хранил старинные традиции и был своего рода салоном армянской культуры. Сохранилась фотография, на которой в гостиной этого дома сидят Артур Айдинян и хорошо ему знакомая известная в те годы армянская певица Гоар Гаспарян. В этом доме бывал Филатов, в нем собирались представители старой одесской интеллигенции. В этом же доме в 1952 году он познакомился с Лилией Трофимовной Гладковой, молодым архитектором, которой суждено было стать его женой. Кстати, она была автором проекта большого дома на углу улицы Гагарина и проспекта Шевченко. Познакомит же Лилию и Артура студент вокального отделения Одесской консерватории, будущий солист Одесского оперного театра Анатолий Коваленко, очень ценивший пение друга.

После поездки к отцу в Армению и концертов в Грузии, Артур Айдинян провел зиму 1953–1954 годов в Одессе, на Пироговской улице в старинном доме, входившем в ансамбль зданий, романтически стилизованных под германские средневековые замки с башнями, крепостными воротами, с балконами. В одном из домов, это был № 13/3, нижний этаж занимала семья родителей жены: бывшего начальника оперативного отдела штаба округа полковника Трофима Андрониковича Гладкова и его жены Эльпиды Азарьевны Гладковой (она была греческого происхождения). Предки Трофима Андрониковича были из донского казачества, из станицы Романовской.

В ту зиму были еще концерты в том же Доме ученых. После концерта, прошедшего в очень сильный снегопад, ночью на Пироговской улице в подъезде раздался звонок. Шофер В.П.Филатова передал от академика конверт со стихами, посвященными певцу:

«За чудеснейшее пенье
Наше Вам благодаренье,
Дали всем вы нам утеху,
Рады вашему успеху».

Айдинян лечился в Одессе, готовил новую концертную программу. Потом певец поехал с концертами в Ленинград, потом в Прибалтику, затем, по приглашению Московской филармонии, состоялись концерты в Октябрьском зале Дома Союзов в Москве. Именно с тех пор он стал выступать в лучших залах огромной страны. Концерты в старой и новой столицах России произвели фурор, началась настоящая широкая слава артиста.

Последовали записи на радио. Приглашение принять участие в правительственных концертах вместе с И.С.Козловским, П.Г.Лисицианом. Он познакомился с виднейшим композитором Арамом Хачатуряном. Подружился с чемпионом мира по шахматам Василием Васильевичем Смысловым.

Несколько сезонов А.М.Айдинян выступал с Ирмой Юдиной, одной из учениц талантливейшего педагога-музыканта, учителя Святослава Рихтера, Нейгауза. Ирма познакомила его с Генрихом Густавовичем. С тех пор Нейгауз с удовольствием бывал на концертах Артура Айдиняна, прослушивал его программу, давал советы. Он особенно ценил певца как исполнителя, исключительно чувствовавшего стиль произведения, будь то Шуберт, Григ или романсы Листа. Особенно он умилялся исполнением ромасов Грига. Как-то Нейгауз сказал: «Голубчик, наверное, это ваш самый любимый исполнитель». Он не знал, что Артур исполнял романс впервые, но столь проникновенно, с таким чувством стиля!..

В 1954 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист Армянской ССР». За творческие достижения А.Айдиян был удостоин ордена «Знак Почета».

В 1955 году А.Айдинян выступал в Большом зале филармонии в Ереване, фотографию концерта опубликовал в том же году в июньском номере журнал «Советский Союз». Потом было южное турне, потом Артур Айдинян снова в Одессе. Он дал большой концерт в Оперном театре. Вновь исполнял арии из опер, а также неаполитанские и испанские песни.

В следующем 1956 году в Ереване был запущен в производство цветной музыкальный фильм «Сердце поет». Сценаристка Маро Ерзинкян написала сценарий, положив в основу множество сцен из жизни и судьбы певца. Снял фильм кинорежиссер Григорий Георгиевич Мелик-Авакян. Вместе с Артуром Айдиняном, сыгравшим главную роль – слепого певца, в фильме снялись крупнейшие актеры армянского кино – Ваграм Папазян и Рачия Нерсесян.

Часть эпизодов снято на улицах Еревана и в павильонах Арменфильма. Греческие эпизоды снимались в Одессе. Немало было снято на киностудии им. Довженко, в Одесском оперном театре, во Дворце Воронцова, на одесских улицах и во дворах, на углу Дерибасовской и улицы Карла Маркса. Лирические сцены в порту, на скалах у моря.

Не только сам фильм, шедший в 60-ти странах мира, но и песни из него завоевали популярность в стране, где уже ярко на музыкальном небосводе сияла звезда артиста, пластинки с голосом которого расходились огромными тиражами. На фестивале советских фильмов 1958 года А.Айдиняну было присвоено звание лауреата, как лучшему певцу-исполнителю.

Тогда же, в 1956 году, он завоевал звание лауреата, диплом I степени на Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве, из рук председателя жюри по вокалу В.В.Барсовой получил золотую медаль лауреата… Особое значение в биографии певца имеет 1957 год. Тогда он стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов. На всемирном конкурсе фестиваля, на котором председательствовал великий итальянский певец Титто Скипа, Артур Айдинян был отмечен серебряной медалью. Дала себя знать простуда – он неосторожно выпил стакан холодной воды, поэтому на сей раз было не золото, а серебро.

Сам же Тито Скипа стоя аплодировал певцу, который спел три фразы на одном дыхании, исполняя «Марекьяре», коронным исполнителем этой вещи считался Титто Скипа. Когда Скипа пригласил певца к себе в номер в гостиницу, Артур Айдинян решил, что прославленный маэстро хочет его проконсультировать, что-то ему посоветовать. Оказалось, он позвал Айдиняна, чтобы пригласить на принадлежавшую ему в Италии записать пластинку. Однако разве мог Артур Айдинян, бывший репатриант, рассчитывать на поездку в Италию, капиталистическую страну! В иностранных гастролях до середины 1960-х годов ему настойчиво отказывали, несмотря на сыпавшиеся заявки, зато потом охотно разрешали поездки в Хабаровск, Норильск, Магадан, Южносахалинск….

Ему уже не нужно было доказывать свое право на выступления перед публикой. Концерты шли при переполненных залах. О нем слагались легенды. Концертный зал в Киеве при его выступлении был окружен конной милицией, столь велика была толпа, жаждущая прорваться на его выступления. Во Львове после концерта в оперном театре студенты подняли на руки «Победу», в которой ехал певец, и понесли по улице…

Феерия славы, тем не менее, не ослепила певца, он расширял и расширял свои программы, которые становились все сложнее, включали в себя все больше редко исполняемых произведений. Каждый год артист, обновляя репертуар, готовил по две-три сольных программы, в которые включал уже не только западную и армянскую, но и русскую классику. Это были произведения Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Кобалевского.

На концертах слущатели-меломаны отмечали особенное мастерство при исполнении произведений Шумана, Брамса, Грига.

Он был представлен Первому секретарю Компартии страны Н.С.Хрущеву, хотя сам А.М.Айдинян в Компартии Советского Союза не состоял.

Подружился он с главой авиаконструкторского бюро Артемом Ивановичем Микояном, потом и с его старшим братом, Анастасом Ивановичем Микояном, Председателем Совета Министров СССР и его женой Ашхен Лазаревной, большой поклонницей таланта артиста. По указанию А.И.Микояна, данному непосредственно председателю Моссовета Промыслову, ему была дана квартира на набережной Шевченко в центре Москвы. Уже в 1962 году, когда ожидалось рождение второго сына и нужно было расширить жилье, он получил квартиру на Смоленской улице, служащей фактическим продолжением Старого Арбата.

В день 80-летия В.П.Филатова Артур Айдинян выступил в Оперном театре в Одессе на юбилейном концерте. Пел любимую Филатовым арию «Плач Фредерико», «Элегию» Масне и, конечно, песни итальянской части репертуара. В Одессе он многократно давал сольные концерты и в большом зале филармонии, во Дворце моряков, в Клубе пограничников, на одесском телевидении, в порту. Он стал официально шефом одесского порта. Портовики очень любили эти шефские концерты, писали письмо в правительство о присвоении певцу почетного звания народного артиста СССР… Из Одессы Артур Айдинян неизменно возвращался в Москву.

Из Москвы он ездил с гастролями по всему Советскому Союзу, регулярно приезжал в Ереван, где выступал с сольными концертами и оркестром филармонии. В Ереване навещал отца, а затем, после его смерти в 1956 году, младшего брата Карписа и сестер Сирануш (названную так в честь рано умершей матери Артура) и Вартуи.

Встречался в Ереване Артур Айдинян с классиком армянской живописи Мартиросом Сарьяном, дата встречи восстанавливается по дарственной надписи художника на подаренном Айдиняну и его супруге альбоме репродукций его живописи, вышедшем в Москве в издательстве «Советский художник» в 1960-м году: «На добрую память дорогим и славным Артуру и Лилии от М.Сарьян 1960 2. ХII Ереван».

О другой встрече Артура Айдиняна с Мартиросом Сарьяном тепло пишет в мемуарном очерке «Великий певец» кинорежиссер Ванцетти Даниелян. Были и другие встречи. Например, когда в Ереван приехала из Одессы Е.А.Петросян, и певец певец познакомил ее с Сарьяном.

У Народного артиста Армянской ССР Артура Айдиняна были замечательные концертмейстеры-пианисты. Среди них особную память оставила по себе ученица Игумнова, Вера Подольская, автор книги «Ученики Неждановой». Она была аккомпаниатором богатого звука. С ним на гастроли ездил Александр Александрович Дедюхин, который аккомпанировал ему и Мстиславу Ростроповичу. Выступал со знаменитым Борисом Александровичем Абрамовичем, аккомпаниатором высочайшего класса, помнившим нотный текст наизусть… Концертмейстером его был в начале 1960-х и Владимир Яковлевич Гладштейн, пианист и композитор, автор оперы «Ванина Ванини». Он работал с такими профессионалами, как Ольга Ступакова, Джульетта Свасян, в самом конце карьеры – с преподавателем Ереванской консерватории Георгием Кузановым, с основателем фонда Шопена Владимиром Любавским. Назовем еще концертмейстера Большого театра Стучевского, который аккомпанировал раньше Лемешеву, Собинову и Козловскому.

Выступал он и с золотым составом квартета Комитаса. И с камерным оркестром Л. Маркиза.

В гастролях его порой сопровождали не только пианисты, но и виолончелисты. Он выступал с виолончелисткой Медеей Абрамян. впоследствии профессором Ереванской консерватории, с Ксенией Югановой, с Виктором Столиным.

На его гастролях бывали и курьезные случаи – при выступлении в зале бывшего Дворянского собрания в Киеве, через минут двадцать после того, как люди покинули зал, от грома аплодисментов и возникшего резонанса рухнул потолок… Молодежь тогда рвалась внутрь залов с такой силой, что, бывало, их оцепляли конной милицией…

Однажды в Гаграх начало концерта попросили задержать на десять минут – это маршал Г.К.Жуков прошел в ложу. С маршалом А.Х.Баграмяном он был хорошо знаком, с маршалом бронетанковых войск А.Х.Бабаджаняном дружил, тот бывал на его даче в Одессе, когда командовал в 1960-х годах Одесским военным округом.

Артур Айдинян зажигательно пел, в его голосе были какая-то особая задушевность, теплота. Павел Лисициан пел очень правильно, но в одной краске, не менял тембр. У Айдиняна, обладавшего лирико-драматическим тенором, было больше тембральных нюансов.

Со знаменитым певцом Иваном Семеновичем Козловским впервые Артур и Лилия познакомились в Ялте. Там каждую осень проводили Праздники песни. Участвовали те, кто отдыхал – солисты Большого театра, крупные эстрадные артисты. Айдиняна от филармонии попросили принять участие. Тогда он и познакомился он с Иваном Семеновичем, который отдыхал после гастролей. Козловский очень доброжелательно, душевно отнесся к артисту. Стал ходить на его концерты, сидел в ложе и аплодировал.

Встречались Козловский с Айдиняном и в кабинете директора зала консерватории, и в директорской ложе. Слушали вместе Святослава Рихтера и других музыкантов. Как-то Козловского спросили: «Как вы относитесь к Айдиняну?» «Умный певец!» – ответил Козловский. Если Иван Семенович говорил, что умный певец, это у него означало, что вокалист умеет выделить наиболее яркие грани своего дарования.

В Ялте каждый год Козловский отдыхал в санатории «Сосновая роща». И как-то он пригласил Артура Айдиняна с его женой Лилией в гости. Был директор Московской филармонии, были какие-то ученые, за хозяйку была дама, инженер-химик, которая безропотно любила Козловского много лет. Встречались и в Алуште, на даче певицы Надежды Чубенко, на 60-летнем юбилее Анастаса Ивановича Микояна и т.п.

На обороте фотографии репетиции А.Айдиняна с концертмейстером И.Юдиной обнаружились стихи дочери композитора-классика армянской музыки, М.Спендиаровой, записанные ее рукой 16 сентября 1959 года в Ялте. В них она ставит певца вровень с Энрико Карузо:

Сама душа его поет,
Венчая в Ялте славы тур.
Советским Энрико слывет
Наш благороднейший Артур!

В 1959 году портрет Артура Айдиняна создал академик живописи Дмитрий Аркадьевич Налбандян, известный портретами членов правительства, «вождей», известнейших деятелей искусства, писателей. Он написал портрет Арама Ильича Хачатуряна, который закончил в 1963 году. В мастерской художника Хачатурян и Айдинян, бывало, встречались. Портреты обоих музыкантов входят в альбом «Д.А.Налбандян, народный художник СССР» (1976).

Встречая однажды Новый год у Налбандянов чета Айдиянов познакомилась с известным тогда композитором Вано Мурадели, с режиссером Большого театра И.М.Тумановым.

Два скульптурных портрета Артура Айдиняна, ставшего в 1961-м Народным артистом Армянской ССР, создал академик, выпускник парижской академии ваяния и живописи, Лазарь Дубиновский, автор большого количества памятников в городе Кишиневе. Один из скульптурных портретов, исполненных в бронзе, опубликован в монографии о скульпторе.

А.Айдинян записал с оркестром Большого театра под управлением дирижера Алгиса Жюрайтиса пластинку оперных арий. Оркестр Государственного Большого Театра стоя аплодировал певцу, когда он без единого дубля записал эту очень известную в свое время пластинку, экспортный вариант которой, также вышедший в 1960-м году, был выпущен в стереоварианте.

Вот что писал центральный московский журнал «Музыкальная жизнь» 1961 № 4: «В выступлениях Артура Айдиняна, певца, обладающего приятным голосом и несомненным актерским дарованием, всегда подкупает непосредственность чувства. Ему удаются и лирические произведения песенного склада, и оперные арии с ярким драматическим содержанием. 10 января Айдинян исполнял в Большом зале консерватории сочинения западных композиторов, романсы и песни Армении. Артист чутко ощущает природу армянского мелоса. Песни «Журавль» и «Перепелка» Комитаса, романс «Роза» Р.Меликяна были спеты просто и искренно, с удивительной теплотой. В сочинениях старых итальянских мастеров (Скарлатти, Перголези, Страделлы) Айдинян продемонстрировал безупречное владение звуком, тонкость фразировки…» (с. 8).

В 1966 году А.М.Айдинян приобрел в собственность и за год восстановил старинный каменный дом с восьмиколонной колоннадой на Французском бульваре в Одессе, недалеко от дома-музея его покойного друга, академика-офтальмолога В.П.Филатова. Почти каждый год Артур Айдинян приезжал в Одессу, он вступил в Яхт-клуб, где был пришвартован принадлежащий ему большой катер «АЛАС» – название означало по-гречески «соль», а также звучало начальными буквами имени его самого, жены и детей – Артур, Лилия, Александр, Станислав. Этот немецкий катер, корпус которого был из мореного дуба с медными заклепками, снятый с линкора «Бисмарк», он получил от главы Черноморского пароходства Томаса за сравнительно невеликую плату…

В 1967 году А.М.Айдинян принял участие в концертах на Всемирной выставке «Expo-67» в Монреале, в Канаде. Выступления имели огромный успех, его приглашали на гастроли в США. Однако разрешение на поездку в США Министерство культуры ему не дало.

Артур Айдинян постоянно приглашался в состав артистов, принимавших участие в декадах армянского искусства, которые проходили по республикам Советского Союза, в Болгарии, Румынии, Чехословакии.

В 1967 году он озвучил телевизионный фильм, снятый по мотивам повести Льва Толстого «Люцерн», где исполнял итальянские и тирольские песни. Итальянские были записаны на гибкую пластинку.

Вспоминая о начале своего музыкального пути, певица Елена Камбурова, основатель московского Театра песни Елены Камбуровой, говорила в телеинтервью о том, что она в ранней юности попала на концерт Артура Айдиняна и сразу после этого для себя твердо решила, что станет певицей…

Как то раз, в 1970-е годы, Артур Айдинян вышел в море на своем катере «Алас» с другом Валерием Кузнецовым, известным одесским яхтсменом. В молодости тот был артистом цирка, укротителем крупных хищных, работал со львами. Кузнецов окончил консерваторию, аккомпанировал Айдиняну на шефских концертах в Одессе. От полноты чувств, ощущения морской шири, от моря и солнца артист запел. Валерий взял гитару. Рыбаки, которые во множестве рассыпаны были по заливу в своих лодках, побросали удочки, взяли катер в кольцо и вовсю аплодировали после каждой песни, пока импровизированный вояж-концерт не закончился... Совсем как в старых музыкальных кинокартинах. Кстати, именно Валерий Кузнецов познакомил кинорежиссера Эмилия Лотяну с Артуром Айдиняном. Лотяну, как и другие деятели искусств, исключительно высоко отзывался об артисте и его таланте… Среди почитателей его были главный дирижер Большого театра А.Ш.Мелик-Пашаев и не менее известный в свое время дирижер Вероника Дударова, таланливейший скрипач Эдуард Грач, композитор Авет Тертерян, выдающаяся пианистка Мария Гринберг, профессор Ташкентской консерватории, пианист Рудольф Керер, главный режиссер театра им. Вахтангова Рубен Симонов, авиаконструктор А.А.Туполев, писатель С.С.Смирнов, – председатель комитета помощи греческим патриотам, в котором состоял и А.М.Айдинян, и многие, очень многие другие…

А.М.Айдинян хотел завершить свою жизнь у моря. Так и случилось. Он скончался в своем летнем доме в Одессе 2 сентября 1997 года. В день смерти от второго инфаркта он еще отжимался на турнике. Голос не потерял вплоть до последнего дня. Иногда пел для навещавших его поклонников и старых друзей.

Прощались с ним в только что тогда открывшейся Армянской церкви на Гагаринском Плато над морем. Похоронен на армянском участке Второго городского, самого старого кладбища Одессы. Вдова его Лилия Трофимовна Гладкова установила на могиле памятник из черного полированного мрамора с портретом артиста и датами его жизни 1923–1997.

Артур Айдинян из жизни шагнул за пределы земного, в Вечность, остались записи его голоса и легенды…

Фотографии из личного архива Ст.Айдиняна

aydinyan1.jpg (17016 bytes)

Артур Айдинян и В.П.Филатов. 1954

aydinyan2.jpg (18500 bytes)

А.Айдинян, Б.Руденко и Т.Скиппа

aydinyan3.jpg (13587 bytes)

А.Айдинян и Т.Скиппа

 aydinyan4.jpg (25831 bytes)

aydinyan5.jpg (8613 bytes)

Артур Айдинян и Б.Н.Мелик-Мусьян

 aydinyan6.jpg (24001 bytes)

Артур Айдинян поет «серенаду». Гагры. 1954

 aydinyan7.jpg (21305 bytes)

Поет Артур Айдинян. Таллинн. 1959

 aydinyan8.jpg (22032 bytes)

Артур Айдинян и жена Лилия на теплоходе «Победа». 1954


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 03.01.08 12:48