Из архивов наших авторов

Владимир Климов

Что может моноспектакль?
(Об актрисе Жасмен Геворкян)

klimov.jpg (17992 bytes)

Жасмен Геворкян в моноспектакле «Гамлет»

Maгическое «если бы...» в истории актрисы Жасмен Геворкян сыграло значительную роль...

Если бы... она была довольна своей удачно складывающейся театральной судьбой и не искала новых сценических форм, соответствующих ее таланту, и если бы писатель-искусствовед Арам Григорян не был «болен» моноспектаклем «Гамлет», и если бы они случайно не встретились в мастерской художника, их общего друга, то театральное искусство Армении лишилось бы воплощения одной из самых дерзких и неожиданных идей... – моноспектакля «Гамлет» в исполнении Жасмен Геворкян и в режиссуре Арама Григоряна.

«Я окончила актерское отделение Ереванского художественно-театрального института в 1971 году, – рассказывает Жасмен Геворкян. – Работала в Ленинаканском драматическом театре. Играла достаточное количество ролей. Был успех, интересная работа. Но все время хотелось другого: быть со зрителем с глазу на глаз, почувствовать ответственность за свое слово, выразить свое личностное отношение к автору, его произведению. Вот тогда-то и родилась идея – идти на эстраду, читать любимых поэтов и прозаиков – Пушкина, Есенина, Нарекаци, Саят-Нова, Сундукяна, Ованеса Шираза, Сильву Капутикян, Вардкеса Петросяна, Паруйра Севака, Геворга Эмина.Чтение иногда сопровождалось музыкой Гершвина...»

С этой программой Жасмен поступила неожиданно: прежде чем показать ее в Ереване, она объездила много армянских городов и сел – и всюду имела бурный успех. И только потом приехала в столицу. В Армении говорят: приехал в Ереван, чтобы ерева... – то есть себя показать, увидеться... Она, уроженка Еревана, приехала на родину, когда вся Армения ее уже знала.

И все-таки... Все-таки Жасмен не была вполне довольна. Освободившись от театральной кабалы, она невольно выплеснула и театр из своей работы. Ее же душа была пленена Театром и жажда театральности по-прежнему волновала ее актерскую кровь. Традиционное чтение тоже сковывало, вызывало творческое неудовлетворение, заставляло снова беспокоиться и искать. Тут-то и пригодились ей идеи Арама Григоряна...

Арам Григорян рассказывает: «Идея монотеатрального «Гамлета» зародилась у меня очень давно, еще в годы учебы. Мой аспирантский руководитель по Литературному институту – Павел Иванович Новицкий (друг А.В.Луначарского) – обратил мое внимание на возникавший в те годы жанр – Монотеатра, о развитии которого мечтал еще Луначарский. Он же и посоветовал мне заставить зазвучать со сцены блистательный армянский перевод «Гамлета», признанный одним из лучших в мире, сделанный еще до революции Ханом Массейяном. Павел Иванович послал меня в Ленинград, где я познакомился с работой актеров в этом направлении. Короче, заразил на всю жизнь... Я очень долго вынашивал этот спектакль. Очень долго искал актера... И не находил его.

Я хорошо знаю Владимира Рецептера, дружу с ним, но его вариант «Гамлета», где актер не играет персонажей, а представляет их, даже объявляя говорящих, не во всем показался мне убедительным. Естественно, что о перевоплощении Владимира Рецептера в женщин, например, в Офелию, не может быть и речи. Пример этой, по-своему, очень хорошей, работы убедил меня в том, что ни один актер не сможет сыгратъ этот спектакль так, как хотелось бы...»

Итак, вопрос встал сурово: «Быть или не быть» моноспектаклю «Гамлет». Тут-то Аpaм Рубенович и встретился с Жасмен, увидел ее в работе... И понял, что моноспектакль «Гамлет» должна играть женщина. И непременно – Жасмен...

Ее голос, чуть хрипловатый, властный и женственный одновременно, а также тот факт, что женщины уже не paз блистали, играя Гамлета, – убеждали в возможности воплощения столь фантастической идеи... Почему бы одной из них не сыграть всех персонажей сразу...

Несколько дней потребовалось актрисе, обладающей феноменальной памятью, чтобы выучить композиционный вариант «Гамлета», специально сделанный А.Грироряном для представления в монотеатре. Вариант знаменитой пьесы, сделанный для Жасмен, где отважная актриса должна была предстать в образах Гамлета, Гертруды, Офелии, Лаэрта, Горацио, Гильденстерна с Розенкранцем и даже... могильщика...

Скупой, сдержанный темперамент актрисы, сквозь который отточенным и очень выверенным жестом вырывалась в зрелищный ряд едва сдерживаемая буря трагических страстей, неподдельный блеск колдовского обаяния актрисы...

И голос, удивительный голос, многогранный и очень выразительный, с помощью которого актриса смело, не переодеваясь и не гримируясь, ваяла на наших глазах столь разнохарактерных героев. Большой такт и мудрое доверие к зрительскому соавторству, продемонстрированные в этой работе актрисой и режиссером, вытекали из уверенности, что Жасмен с помощью мгновенных внутренних и внешних, а также голосовых перевоплощений в легендарных героев шекспировской трагедии сумеет разбудить ассоциативное воображение зрителей, их фантазию, и они дорисуют то, что тактично намечено в моноспектакле. Этому способствует и особый прием игры с воображаемым партнером, применяемый в этом спектакле. Причем актриса, склонная к импровизации, доводит этот прием до иллюзии присутствия партнера, делая его зримым... Здесь Слово, действуя на нашу психику рядом свободных ассоциаций, не оказалось заземленным театральными виденьями, всегда конкретными и неизбежно грубыми в сравнении с легкой поэтической звукописью, что так часто случается при прямом переводе пьесы в зрительный ряд, при прямой постановке ее...

Так, слово звучащее и слово воплощенное нашли точку братания, избежав неизбежной вражды и серьезных потерь...

Филологический такт и театральная дерзость – таковы свойства этой совместной работы писателя-искусствоведа и актрисы, ставшие еще одной победой прогрессирующего в последние годы жанра Монотеатра, совмещающего художественное чтение с театральным зрелищем... Взлет этого Жанра, мне кажется, впрямую связан с неизбежными издержками великой режиссерской революции ХХ века, когда высокое Авторство постановщиков порою сводило до положения нот и красочек на палитре актерскую долю в спектакле. Не все из них смирились со своей новой театральной миссией. Жажда Лицедейства заставила их пересмотреть само понятие театра как устоявшегося организма. Так случилось, например, и с Жасмен Геворкян, ныне актрисой Армконцерта...

А на пути у сложившегося уже театрика «Григорян-Геворкян» новые дерзкие вершины и вовсе неутопические замыслы, среди которых наиболее захватывает дух их мечта о Дон-Кихоте и Санчо Пансо...

1983 г.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 11.02.08 16:18