Армянские кинорежиссеры

Арутюн Зулумян

«Я дала слово Кобрину...»
(Интервью с молодым кинорежиссером Марией Саакян)

saakyan.jpg (5465 bytes)

Мария Саакян – российский кинорежиссер. Несмотря на свой молодой возраст (26 лет) она создала уже немало фильмов. Основными своими картинами она считает фильмы: “Игра”, “Прощание”, “Маяк”. Эти ее фильмы успели принять участие и получить призы на многих международных фестивалях, в том числе и на ереванских фестивалях “Золотой абрикос”.

– Каким образом Вы определились в выборе столь не совсем традиционной для женщины профессии, как кинорежиссер?

Когда мне исполнилось 9 лет, мы всей семьей решили справить день рождения на даче. Был сильный ливень, и несмотря на это я решила выйти в поле, погулять. До этого я мечтала стать киноактрисой. Гуляла я, гуляла и в результате каким-то образом ухитрилась утопить свой сапог в болоте. Именно тогда я изменила свое решение и поняла, что стану кинорежиссером. Я думала о том, как сложно приходится людям кино, ведь о них пишут все, что с ними происходит на каждом шагу. “Вот, например, – думала я, – если бы я была знаменитой киноактрисой, то о том, что я осталась без одного сапога, узнала бы вся страна”. Без кино я себе жизни не представляла, и потому подумала, что желательно выбрать профессию, в которой, хотя она и занимает существенное место в кино, личная жизнь остается за кадром. Такой профессией, на мой взгляд, является профессия кинорежиссера. Так что, хоть я и вернулась с прогулки без сапога, но зато с твердым убеждением, что стану кинорежиссером. Вскоре, когда мы с семьей переехали в Москву, я получила российское гражданство, потому что знала, что поступить учиться во ВГИК бесплатно может только российский гражданин. Сначала я стала ходить на подготовительные курсы для поступления на художественный факультет. Но, когда я начала осознавать, что не в силах выдержать такого насилия русским академизмом в течение 5 лет, которым нас питали на занятиях, то решила, что лучше сразу заняться тем делом, ради которого я и собиралась поступать во ВГИК. И тут мне на глаза попалось очень обаятельное объявление о наборе группы на факультет анимации. Руководителем группы был замечательный режиссер Владимир Михайлович Кобрин.

– И чему Вы обучались у Кобрина?

– Пожалуй, всё, что я сегодня умею делать, я научилась у него. Первоначальный посыл был мой, но всему остальному я научилась у него. Скажем так: почему я сегодня считаю своим долгом заниматься кино, то одна из причин, это то, что я дала слово Кобрину. Причем, такое чувство благодарности к нему испытывают все его ученики. Он обладал великим талантом пробуждать в людях самые благородные чувства и уверенность в том, что мы способны брать на себя столь важную миссию, как профессия режиссера.

– Кино – это очень сложный процесс, обладающий определенной магией. Но каждый находит в этом нечто свое. Что именно Вас в нем прельщает?

Для меня в кино самое интересное заключается в следующем феномене насколько четко ты представишь себе, каким должен быть твой фильм, ровно настолько он у тебя и получится. Всё, что будет заложено в картину, будет на экране. И потому, вначале необходимо продумать всё, что было задумано, затем все это тщательно забыть и довериться внутренней силе, которая в результате тебя приведет именно туда, куда ты и собирался прийти.

– Вообще-то Параджанов именно так и работал. Несмотря на то, что он казался мощным импровизатором, вся структура его фильмов четко конструировалась в его голове.

– Сначала, когда ты начинаешь снимать кино, ты забываешь всё, что ты задумала, затем фильм сам начинает работать с тобой. Когда ты в процессе работы начинаешь перебирать свои задумки, записанные на разных клочках бумаги, то сначала может показаться, что достигнуть нужного результата, основываясь на том, что ты успел собрать, невозможно. Порой, могут обретать значение самые неожиданные элементы, которые вначале могли показаться незначительными. Ты вспоминаешь, что у тебя было некое ощущение, которое не выражалось в кадре, нигде не проговаривалось, но в итоге именно это ощущение и вылезает на экран. Вот это самое удивительное явление. Кино – очень тонкий инструмент. Другое дело, что не все умеют им пользоваться, как подобает.

– А в кино много парадоксов?

– Бесчисленное множество. Начиная с технических вопросов, которые создают контрапункты. Но это всего лишь приемы. Для меня же совершенно потрясающим в кино является неиссякаемость индивидуального самовыражения. Ибо я убеждена, сколько бы режиссеров ни взялись снимать кино даже по одному и тому же сценарию, столько выйдет разных фильмов.

– Несмотря на Вашу молодость, Вы успели сделать немало фильмов. Удивительно то, что все они обладают некой общей внутренней структурой. Что служит импульсом к тому, что Вы беретесь снимать ту или иную картину?

– Те картины, которые я снимала на пленку, а я именно их считаю самыми сознательными, все они являются вехами моего познания жизни. Процесс съемки становится неким исследованием, или точнее, борьбой с собственными идеалами, когда появляются неопознанные и неосознанные темы. Первый вопрос, который меня долгое время мучил, это был вопрос, откуда возникает жизнь. И соответственно, первый мой фильм относился к этой теме. До этого у меня былаи страшная идеализация этого явления. Сначала я ответила на него фильмом, а потом родился мой первый ребенок – Машенька. Я считаю, что именно это является основным принципом в творчестве. Второй мой фильм был про раннюю смерть папы. Тоже был большой вопрос. Сделав фильм, я получила ответ. То же самое произошло с фильмом “Маяк”. Меня очень долго волновала тема потерянной Родины. Это стало моей внутренней болячкой. Но самое большое удовлетворение фильмом происходит, когда ответы получают все участники фильма. Так случилось с фильмом “Прощание”.

– Ваши фильмы пользуются большим зрительским интересом и принимали участие во многих международных фестивалях.

– Фильм “Прощание” принял участие в 30 международных фестивалях, среди которых столь грандиозный фестиваль, как фестиваль “Телерайт”, который проходит в Америке, в штате Колорадо. На этом фестивале показываются фильмы и очень крупных кинорежиссеров, таких, как Ларс фон Триер, например... А “Маяк” больше берут по России.

– Думаю, что это только начало.

– Надеюсь.

– А если глубоко заглянуть внутрь, что для Вас означает быть кинорежиссером?

Все. Просто все. И если от меня отнять это умение, то я не смогу жить дальше.

saakyan1.jpg (11085 bytes)

Кадр из кинофильма «Маяк»

saakyan2.jpg (22410 bytes)

Кадр из кинофильма «Маяк»

saakyan3.jpg (23157 bytes)

Кадр из кинофильма «Маяк»

saakyan4.jpg (27693 bytes)

saakyan5.jpg (20432 bytes)

Рабочий момент съемок фильма «Маяк». Слева – Сос Саркисян, справа – Мария Саакян


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 11.01.08 18:58