Имена

М.М.Судо

«О доблести, о подвигах, о славе»
(Фрагменты из книги о подвигах Шаварша Карапетяна)

sudo.jpg (17858 bytes)

ББК75 С 89
ISBN 5-7383-0236-2 С 89
М.М.Судо. О доблести, о подвигах, о славе. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – 240 с. В данной книге рассказывается о нелегком пути Шаварша Карапетяна к мировым рекордам, о его главном и других гражданских подвигах (их было несколько). О восхищенных письмах со всех уголков Советского Союза с выражением любви и благодарности Шаваршу Карапетяну. Об отношении к его Подвигу нынешнего поколения россиян и т. п. В общем, — о Доблести, о Подвигах, о Славе.

Из главы 3. «Двадцать минут, потрясшие мир»

...В конце августа – начале сентября 1976 года в Ганновере проводился первый мировой чемпионат по подводному спорту. Накануне чемпионата Шаварш Карапетян находился в прекрасной спортивной форме. Но не был включен в сборную команду страны...

В связи с этим Шаварш после всесоюзных сборов возвратился из Москвы в Ереван. Он не сломился духом, а напротив, продолжил упорные тренировки. Во второй половине дня 16 сентября 1976 года Шаварш вместе с братом Камо, в соответствии с планом тренера Липарита Алмасакяна, совершал 20-километровый кросс по трассе, пролегающей вокруг Ереванского водохранилища.

Был пасмурный, холодный день. Шаварш бежал в спортивном костюме с 20-ю килограммами песка в рюкзаке за спиной. Камо пропустил один круг и оказался «впереди» старшего брата. Когда Шаваршу до финиша оставалось около 100 метров, братья стали свидетелями страшной трагедии. Вдоль дамбы водохранилища мчался на большой скорости троллейбус № 15 с пассажирами. Вдруг он резко свернул вправо и, проломив ограду дамбы, рухнул в воду. По пути сбил мальчика, удившего рыбу. Затем троллейбус пролетел по инерции над водой около 25 метров и погрузился на дно вместе с обреченными на гибель людьми. На поверхности виднелись лишь ролики штанг троллейбуса.

Шаварш принял мгновенное решение – спасать людей, оставшихся в троллейбусе. Скинув на ходу рюкзак и форму, подбежал к месту падения троллейбуса. Шаварш, разгоряченный изнурительным бегом, прыгнул в холодную воду и менее, чем за минуту, подплыл к воронке, указывающей место погружения троллейбуса.

Туда же приплыл и Камо, бросившийся на помощь старшему брату. Шаварш крикнул ему: «Оставайся здесь, будешь принимать, я там нужней!» Набрав побольше воздуха в легкие, Шаварш устремился вниз. На 10-метровой глубине пришлось действовать на ощупь: троллейбус поднял ил со дна; видимость была нулевая.

Шаварш впотьмах отыскал зарывшийся передней частью в ил троллейбус. Изловчившись, разбил ногами заднее стекло. Пробрался внутрь. Схватил ближайшую жертву и стремительно поднялся на поверхность. Первой спасенной оказалась женщина. Шаварш передал её Камо.

Второй тоже была женщина. Израненный порезами о разбитое стекло, истекая кровью, Шаварш раз за разом – без передышки – нырял и нырял. И так – более 20 раз в течение 20 минут. За 10 минут на поверхность было поднято 12 человек.

Камо подхватывал бездыханные тела, передавал в подплывавшие на помощь лодки. Сначала это были лодки только энтузиастов. Штатные спасатели прибыли одними из последних. На берегу спасенных обрабатывали подоспевшие врачи скорой помощи.

Один раз Шаварша постигла неудача: он схватил в салоне троллейбуса и поднял на поверхность мягкое разбухшее сиденье. Впотьмах принял его за человека. Когда понял, что ошибся, сильно расстроился. Но в другой раз вытащил не одного, а сразу двух человек.

На каждое погружение и подъем затрачивалось до 30—40 секунд. Однажды Шаварш не появился в ожидаемое время. Мучительно долго потекли секунды – 10, 15... Шаварша не было. Нырнул на помощь Камо. Нет обоих. В тревоге, затаив дыхание, на дамбе замерли люди, внимательно наблюдавшие за действиями Шаварша и Камо. У самой воды сыновей безмолвно ждал отец, Владимир Самсонович. Прошло еще четверть минуты. Братьев не было.

Люди на берегу заплакали, закричали. Вдруг выплыл Шаварш со спасенным в руках. За ним – Камо. Человек, находившийся в салоне троллейбуса в бессознательном состоянии, инстинктивно ухватился за ноги Шаварша, мешая ему всплывать. И чуть было не утопил своего спасителя.

Изнемогший от борьбы со спасенным, боли и усталости Шаварш на поверхности стал терять сознание. Но пересилил себя и продолжил погружения и подъемы.

На одном из следующих подъемов с пострадавшим Шаварш неожиданно почувствовал тяжесть на плечах. Это на него сел спрыгнувший с лодки, но не умевший плавать штатный спасатель. Попробовав нырнуть, он стал тонуть. Между ним и Шаваршем завязалась борьба. От этой нагрузки Шаварш стал задыхаться, чуть не выпустил из рук спасаемого.

За треть часа Шаварш поднял на поверхность более 20 человек.

Во время одного из подъемов со спасенным Шаварш попросил у появившихся спасателей два акваланга. Один для себя, а из второго он собирался стравить в приподнятую заднюю часть троллейбуса воздух, чтобы пассажиры смогли дышать им. Аквалангов у спасателей при себе не оказалось. Они съездили на моторке на базу и привезли несколько аквалангов. Но в них не оказалось воздуха. Потерянные мгновенья стоили жизни не одному затонувшему пассажиру.

А братья продолжали самоотверженную борьбу за каждого пострадавшего. Чтобы выиграть секунды, Камо стал подбирать очередного спасенного Шаваршем не на поверхности, а под водой. Он предполагал, откуда появится брат, и шел ему навстречу. На последних метрах Камо со свежими силами поднимался на поверхность намного быстрее. чем уставший Шаварш.

Вынырнув более, чем в 20-й раз на поверхность, совсем изнемогший Шаварш услышал слова Камо: «Подошел кран, меня зовут за тросами». Камо вытащил на берег находящегося в обморочном состоянии Шаварша. Но, придя в себя, Шаварш вновь продолжил вместе с братом свою нелегкую работу. Подъем троллейбуса происходил так.

Камо Карапетян на моторке доставил трос к месту погружения троллейбуса на дно. Рядом с Камо находился пришедший в себя Шаварш. Находившийся на берегу милицейский офицер грубо скомандовал Шаваршу: «Закрепляй за троллейбус! Ныряй и закрепляй!»

Шаварш нырнул и попытался найти место, куда можно было бы понадежней закрепить трос. Но буксирный крюк обнаружить не удалось. А задний мост слишком глубоко зарылся в ил. Когда Шаварш вынырнул, то услышал команду:

– «Цепляй за штанги!»

– «Их вырвет», – возразил Шаварш. Но нырнул вновь и закрепил трос у оснований штанг.

Когда крановщик натянул трос, штанги, действительно, вырвались из гнезд в крыше троллейбуса.

Офицер закричал изможденному Шаваршу:

– «Быстро цепляй за бампер!».

– «Это бесполезно! Бампер в иле!» – ответил Шаварш.

– «Кому говорю – цепляй!».

Шаварш ответил нецензурной бранью. Это неожиданно отрезвило некомпетентного начальника. Он замолчал... до подъема затонувшего троллейбуса. Но по его вине уже были потеряны драгоценные минуты.

Шаваршу пришлось нырять в холодную воду еще несколько раз, чтобы окончательно закрепить трос. Камо передал Шаваршу ломик, и старший брат вмиг ушел с ним под воду. Разбил у троллейбуса стекла двух боковых окон. Выплыл. Схватил у Камо трос, нырнул вновь. На этот раз завел трос через корпус. Пролез с тросом в руках через разбитое боковое окно в салон, проплыл под потолком и вышел на другую сторону. Всплыл со стальным тросом и передал его брату. Камо быстро ухватил трос и на моторке спасателей доставил его на берег. Он не успел надежно закрепить трос с крюком подъемного крана. А крановщик второпях натянул стрелу. Трос вырвало. Всю операцию пришлось повторить снова.

Шаварш в последний раз ушел под воду, завел трос через салон троллейбуса. Трос закрепили вновь к крану. И через минуту-две над водой появилась задняя часть корпуса, потом крыша, а затем показался весь троллейбус.

Через некоторое время водная гладь была такой, как до катастрофы.

И в это время Шаварш потерял сознание. Они с Камо честно выстояли до конца. Сделали больше того, что может сделать человек. И те, кто остался в салоне троллейбуса, – не на их совести.

Может ли кто-нибудь из порядочных людей сказать, что это не величайший, беспрецедентный Подвиг?!

Милицией проводилась фиксированная во времени фотосъемка операции подъема затонувшего троллейбуса. Он был поднят на берег через 44 минуты после начала катастрофы.

Все эти 44 минуты разгоряченные до этого изнурительным кроссом Шаварш и Камо Карапетяны, выполнившие главную работу по спасению людей и подъему троллейбуса, беспрерывно находились в холодной воде. Температура её была 12—13 градусов. Это не могло не отразиться на их здоровье.

Шаварш лежал в полном изнеможении на бетонной дамбе. Из многочисленных ран от оконного стекла по его телу струилась кровь. Через порезы в организм попали содержащиеся в илистой воде бактерии. Следствием этого было заражение крови. В результате он схватил также жесточайшее двустороннее воспаление легких. К этому добавилось сильное нервное истощение.

Выздоравливал Шаварш очень трудно – полтора месяца. Температура долгое время держалась на уровне 40°. Он бредил. Рядом всегда сидели мать или отец. В бреду Шаварш жаловался державшей его за руку матери: «Были бы акваланги, я бы вытащил всех».

И очень переживал, что вытащил вместо человека сиденье троллейбуса.

Камо тоже сильно болел и бредил по ночам. Но выздоровел раньше Шаварша.

Несмотря на возникшую чудовищную аллергию на воду Шаварш пересилил себя и через два месяца после болезни плавал в городском бассейне. После выздоровления его грудь много лет давил сухой, разрывающий легкие кашель. А на 2-й или 3-й год от заражения крови на руках появились фурункулы.

Недавно я беседовал по этому поводу с заведующим кафедрой внутренних болезней Ереванского государственного медицинского университета, доктором медицинских наук, профессором Назаретяном Эдуардом Егешевичем.

Он дружит с Шаваршем Карапетяном еще с 1972 года и рассказал мне следующее. «В тот день по всему городу шел разговор о затонувшем троллейбусе, что внутри было более 60 человек и якобы все умерли. На следующий день меня вызывают домой к Карапетянам. Я увидел Шаварша, лежащего в бессознательном безнадежном состоянии. Температура 40°. Он не мог дышать, потому что оба легких были простужены и воздушное пространство, дающее возможность обмениваться с кислородом, составляло всего 30-35%. У него были застойные, влажные хрипы; жидкость в плевральной полости – настоящая двусторонняя плевропневмония. То есть воспаление легких и микробная интоксикация. Я думал, что мы потеряем Шаварша. В течении 2-х недель он ничего не говорил. Мы проводили интенсивную терапию, антибактериальную терапию, детоксикационную терапию. Его состояние было таким, что мы давали ему кислородные подушки. Через две недели он уже мог стоять на ногах, кушать».

Братья Шаварш и Камо Карапетяны вытащили из воды более 20 человек. Но лишь двадцать три из них удалось вернуть к жизни...

Из главы 4. «Спасатель по судьбе»

Всё тот же Шаварш Карапетян.

Как видно из предыдущей главы, Шаваршу Карапетяну присущи не только смелость, мужество, редкая физическая сила, мгновенные реакция и способность концентрировать духовные силы и волю на достижении поставленной цели, но и высокие нравственные принципы.

Видимо, вследствие этого ему самой Судьбой предопределена роль активного действующего лица в чрезвычайных ситуациях. Именно, благодаря этим качествам Шаварш Карапетян не раз приходил на выручку слабым, помогал незнакомым людям, проявлял подлинный героизм и мужество не только во время трагедии на Ереванском водохранилище, но и во многих других, в частности, двух описываемых ниже случаях.

У пропасти на горной дороге

25 января 1974 года в газете «Физкультурник Армении» была опубликована заметка «Смелый поступок». Её автор, школьный преподаватель физкультуры К.Галстян, рассказал о трагическом происшествии на горной дороге, которое удачно завершилось лишь благодаря смелым и решительным действиям студента 3-го курса Института физкультуры Шаварша Карапетяна.

Отметим, что это был, именно, тот Шаварш Карапетян, который в 1970 году поступил в Институт физкультуры, в 1972 году стал чемпионом Европы и рекордсменом мира по подводному плаванию, а спустя два с половиной года после происшествия на горной дороге будет вместе с братом Камо спасать пассажиров затонувшего в Ереванском водохранилище троллейбуса.

Накануне 19-х Олимпийских игр в Мехико в 55 километрах к востоку от Еревана в горном местечке Цахкадзор на высоте более 2000 метров была построена всесоюзная спортивная база для тренировок олимпийцев. На ней тренировались и многие армянские спортсмены. В начале января 1974 года Шаварш и его институтские друзья-спортсмены приехали на лыжный тренировочный сбор в Цахкадзор. Вместе с ними на зимние каникулы приехал Шаварш и оканчивающий школу его младший брат Анатолий, мастер спорта. 8 января, в последний день сборов, они возвращались домой. Преподаватель и 30 спортсменов сели в автобус «ПАЗ», отправлявшийся с этой базы в Ереван. В последний момент сел еще один пассажир – приехавший отдохнуть учитель физкультуры из Еревана. Именно, он и являлся автором заметки «Смелый поступок», которая была опубликована в газете «Физкультурник Армении» через 17 дней после описываемых в ней событий.

В тот день Шаварш и Анатолий Карапетяны сели в автобус напротив кабины водителя. Вечерело. Извилистая горная дорога проходила по самому краю обрыва в глубокое ущелье. По пути водитель на крутом подъеме остановил машину и вышел на дорогу, подложив под заднее колесо маленький камень. В этот момент тяжелый автобус неожиданно тронулся с места и, набирая скорость, начал катиться назад под гору, быстро приближаясь к пропасти.

В салоне началась паника. Лишь единственный человек не подался ей и принял меры, чтобы остановить автобус. Им был Шаварш Карапетян. Сидя ближе всех к кабине водителя, он мгновенно метнулся к стеклу, разделявшему водительскую кабину и салон. Локтем разбил его и прыгнул на место водителя. Нажал на тормоза. Они отказали. Рванул ручной тормоз – тщетно! Как потом выяснилось, автобус выехал в маршрут с неисправными тормозами. Автобус продолжал набирать скорость. Еще мгновенье – и машина должна была полететь в пропасть. До неё оставалось несколько сантиметров. Шаварш, резко повернув рулевое колесо в сторону горы, развернул автобус поперек дороги и предотвратил катастрофу. Автобус замер. В салоне воцарилась тишина. Потрясенные пассажиры не могли поверить, что все позади.

Так Шаварш Карапетян почти за два с половиной года до трагедии на Ереванском водохранилище предотвратил автокатастрофу и спас от гибели 30 спортсменов и двух преподавателей.

Как тут не вспомнить о том, как Владимир Самсонович в Ставропольском крае учил маленького Шаво водить автомобиль!

Родители Шаварша узнали о происшествии на горной дороге только из указанной выше заметки.

Асмик Карапетовна заплакала от запоздалого страха за сыновей.

Пожар во Дворце спорта

В Ереване в 1983 – 1984 годах было завершено строительство спортивно-концертного комплекса на горе Цицернакаберд. Этот Дворец спорта являлся всенародной стройкой, гордостью всей республики. Трибуны его спортивной части вмещали 7 тысяч, концертной – 2600 зрителей.

14 февраля 1985 года в начале рабочего дня Шаварш узнал о начавшемся пожаре во Дворце спорта «Цицернакаберд» и сразу побежал туда. Бежать пришлось 300 – 400 метров по крутой, обледеневшей горе. Шаварш бросился к центральному входу. Он оказался среди самых первых добровольцев, вступивших вместе с пожарниками в ожесточенную борьбу с огнем. Он вновь рисковал жизнью.

Из распахнутых ворот били языки пламени. Шаварш повернул к запасному выходу, закрыл глаза и на ощупь, сквозь тяжелые клубы дыма, добрался до центральной арены.

Пожар был сильнейший. Шаварш пробился через запасной выход сквозь тяжелые клубы дыма до центральной арены. Здесь уже начали работу пожарные в огнестойких костюмах. Их пока было мало, и они разрешили участвовать в тушении пожара прибежавшим первыми добровольцам.

Три с половиной часа они вместе боролись с огнем, охватившим несколько тысяч квадратных метров площади здания. Тушили огромное электронное табло и сцену. Главная угроза зданию таилась под потолком. Надо было пробираться туда. Шаварш забрался по высокой лестнице, подведенной к стене сооружения снаружи, под самый козырек. Ногами вышиб стекло какой-то стеклянной двери, проник внутрь.

В это время в городе отключили воду. Весь водопровод работал теперь на пожар. Напор в шланге вдруг возрос многократно. Кто-то рядом уже не мог удерживать шипящий и вырывающийся брезентовый рукав. Шаварш Карапетян подхватил его и направил тридцатиметровую струю на пылавший потолок. Рядом дрожавший от напряжения брандспойт с трудом удерживали три человека.

Шаварш, работая без противогаза, в клубах едкого дыма стремился в самые опасные точки. Товарищи по тушению пожара потом отмечали его твердость, хладнокровие и бесстрашие.

В самом конце, отравившись угарным газом, он потерял сознание. Его вынесли из огня и в бессознательном состоянии отправили в больницу. Шаварш пролежал несколько дней в реанимационном отделении. У него было кислородное голодание. В больнице Шаварш попросил жену никому, даже родителям, не говорить, что с ним стряслось.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 05.01.08 15:58