Поэзия

Елена Широкова-Тамбовцева

tambovceva1.jpg (9244 bytes)

Стихи из армянского цикла

Поэт, публицист, переводчик Елена Валериевна Широкова-Тамбовцева под впечатлением поездок в Армению и Арцах опубликовала серию статей и стихов в российских и армянских изданиях: газетах «Голос Армении» (Ереван), «Литературные вести» Союза писателей Москвы, «Ноев ковчег» армянской диаспоры стран СНГ, в литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Литературная Армения» Союза писателей Армении и Союза армян России, в литературном альманахе «Путь к Арарату», выпущенном в московском издательстве «Время» при содействии Союза армян России.

Элегия булыжника*

* Это стихотворение написано в феврале 2006 года после просмотра документального телевизионного фильма о Сергее Параджанове.

Хожу по улицам –
вижу булыжник,
похожий на элегию...

Сергей Параджанов

«Аптека, улица, фонарь....»
Тоска. Булыжник.
Бредёт – сутулится звонарь,
бунтарь, подвижник.

В ночи не встретишь даже тень
забытых предков.
Был веком год, был годом день
в тюремной клетке.

Он так хотел устроить пир –
насытить зверя.
Но очумевший этот мир
захлопнул двери.

Впитал булыжник вдоль дорог
весь сок граната.
По улицам не ходит Блок.
Храм опустел. Иссяк исток.
Лишь пусто место – свято...

Армянские манускрипты*

* В 2003-м году вышла в свет книга известного писателя и учёного Кима Бакши «Наш мир подобен колесу», посвященная судьбам армянского народа, его духовным ценностям.
Стихотворение написано в день презентации книги 18 апреля 2004 г. в ИТАР-ТАСС.

«Наш мир подобен колесу:
То вверх, то вниз влечёт судьба…»

Ованес Ерзнкаци-Плуз

Армянский мир подобен колесу.
Судьба скрипит несмазанной телегой.
Тысячелетья беды вновь несут,
но Арарат – пристанище Ковчега.

История не терпит суеты.
Она плетёт столетий паутину.
Ткёт письмена, легенды и холсты,
возводит храм из туфа, месит глину.

Поэт, художник, каменщик, гончар
творит, ваяет, мастерит умело,
чтобы потомок – мал он или стар –
узнал о нём, его продолжил дело.

Пусть колесо вращает Новый век.
Пусть Новый день Армению не ранит.
Пусть мудрость постигает человек
из Манускриптов в Матенадаране.

* * *

«Тихой любовью,
Невыносимой,
Сердце томится –
Куда я иду?
И на какие ещё клавесины
Музыку сердца зелёной долины,
Пшата, кустарника,
Осени синей
Я, наклонившись над миром,
Пролью?..»

Сэда Вермишева

Девочка Сэда
вышла из сада.
Вместо обеда –
Гроздь винограда.
Солнечный мячик
упал – потерялся.
Месяц, как мальчик,
на крышу взобрался.
Чёрные косы
ночь распустила.
В сонные росы
Сэда ступила.
Узкою тропкой,
каменной щелью
ящеркой робкой
скрылась в ущелье.
Тучи смыкали
мокрые веки.
Бились о камни,
плакали реки.
Голые скалы
кликали беды.
Солнце искала
девочка Сэда…
«Тихой любовью
невыносимой
сердце томилось».
Куда она шла?
И на стихи,
будто «на клавесины,
музыку сердца,
зелёной долины,
пшата, кустарника,
осени синей»
Сэда-поэт
невзначай пролила –
солнечный Свет
в Отчем доме нашла!

Армянскому другу

«Пепел Клааса стучит
в моё сердце…»

Шарль Де Костер1

***
У моего друга –
в глазах,
печальных, но гордых,
рыжие тонут горы
древней страны Наири…

в руках –
на ладонях утёсов –
солнцем горят абрикосы,
самые сладкие в мире…

в кудрях
отдыхает ветер –
тот, что волною вертит
бездонного озера Вана2

в стихах
оживают мифы:
римляне, персы, скифы
делят сады Айастана…

в сердце
пылает пламя,
душу сжигает память –
пепел стучит Клааса…

в песне
Араксом клокочет,
Крунком3 армянским клекочет
Вечный мотив Комитаса…

1 Шарль Де Костер (1827 – 1879) – бельгийский писатель; глубоко прогрессивное решение проблемы положительного героя принесло мировую известность его книге «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке…» (1867) – о борьбе Фландрии против испанского гнёта в 16-м веке. Клаас – отец Тиля Уленшпигеля – был сожжён на костре, и Тиль, мстя поработителям за его смерть, повторял: «Пепел Клааса стучит в моё сердце…»

2 Ван – бессточное озеро, расположенное на армянском нагорье (ныне на территории Турции) – часто фигурирует в армянском эпосе и легендах.

3 Крунк – символический журавль – герой армянской поэзии, в т.ч. известной песни на музыку Комитаса.

Памятник «оставленным могилам»
(на Армянском кладбище в Москве)

Тропкой млечной бродят в мареве снов
те, кто вечный мир обрёл там и кров.
Образ светел той далёкой страны.
Кружит ветер у высокой стены.

Вновь на кладбище Армянском в Москве
ярко-красный от гвоздик алых снег.
В день апрельский стонет, плачет дудук.
Камни. Фрески. И венков полукруг.

Здесь молчанье скорбно Дева хранит,
от печали превратившись в гранит.
Если душит тяжкой памяти дым,
если душу тянет к плитам седым,

если близкий похоронен вдали,
обелиску поклонись до земли.
Быстро свечи у хачкаров сгорят.
Время лечит раны старых утрат.

Обернется снег весенним дождем —
вновь вернётся свет в наш сумрачный дом!

В 1998 году на армянском кладбище в Москве по замыслу и на средства известного российского геолога, профессора Григория Аркадьевича Габриэлянца и по проекту скульптора Фрида Сагояна был сооружён памятник «оставленным могилам» — Скорбящая Дева, печально застывшая в нише старой кирпичной стены, а позади неё — полукругом символические армянские хачкары. Как гласит мемориальная доска, памятник этот «возведён в честь тех, кого уже нет в живых и чьи места последнего приюта недоступны для поклонения родным и близким».


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 02.01.08 16:23