Издания об Армянской Апостольской Церкви

Издания об Армянской Апостольской Церкви

Напечатано Повелением Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Епископа Езраса Нерсисяна

Издание посвящено семилетию интронизации Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина Второго.

Издано тиражом 10000 экземпляров в рамках программы альманаха «Великая Армения».
Детальная информация о проекте на сайтах: www.mediacrat.ru и www.graterarmenia.com

IV глава.Полное обращение Армении

Дата полного обращения Армении в христианство или провозглашения последнего господствующей и обыкновенно относится к 301 году, согласно с наиболее точным хронологическим расследованием. Новейшие авторы относят его даже к 285 году, но нет основания считать его более вероятным. Дата 301 год есть достаточное свидетельство, что Армения была первым государством в мире, где христианство было объявлено официальной религией, благодаря обращению царя, царской семьи, сатрапов, армии и народа. Обращение же Константина произошло лишь 12 лет спустя, в 313 году.

Инициатором этого дивного обращения был Святой Григор Партев, Григорий Парфянин, названный армянами Лусаворич, то есть Просветитель, за то, что он просветил нацию светом Евангелия. Царь Тирдат (Трдат), который разделял его апостольскую и просветительную деятельность, принадлежал к династии Аршакидов парфянского происхождения, к которой относился также отец Святой Григорий, и таким образом обращенного царя соединяли со Святым родственные узы, но еще более, чем общность крови, соединяла их вера могущественной связью.

Незадолго перед тем в Персии произошел политический переворот, вслед за которым Аршакидов сменили Сасаниды. Однако армянская ветвь Аршакидов еще оставалась у власти. Надо было ее сломить, чтобы упрочить новую династию; но Сасаниды не были искусными воинами. Тогда некий Аршакид, князь Анак, вызвался убить Хосрова, царя Армении, своего близкого родственника. Совершив это убийство, он, в свою очередь, был убит армянскими сатрапами. Григор был сыном Анака, а Тирдат – Хосрова, и в 240 году, когда состоялись эти два убийства, оба были еще несовершеннолетними.

Не входя в биографические подробности, скажем только, что Григор получил христианское воспитание в Кесарее Каппадокийской и что на долю Тирдата, воспитанного в религии своих предков, выпали превратности, связанные с войной между римлянами и персами. В последний раз он вновь вступил на престол при поддержке императора Диоклетиана; во время празднеств, сопровождавших это избрание и организованных в Эризе13 в честь этого события, об-наружились вера и происхождение Григора, брошенного после жестоких пыток в казематы или колодец (Вирап) Арташата (Артаксата), где он оставался в заточении около 15 лет14. Он пережил это долгое испытание, и в этом обстоятельстве история видит яркое свидетельство вмешательства Провидения.

В это время в Вагаршапат, столицу Армении, прибыла толпа христианских дев под предводительством Святой игуменьи Гайянэ, спасаясь от гонений, обрушившихся на христиан в провинциях Римской империи. По общему верованию, они явились из Рима через Палестину и Месопотамию; но можно с полным правом думать, что они скорее явились прямо из смежных провинций и, весьма вероятно, из Мицбина (Низибина), судя по деяниям Святой мученицы Февронии15. Выдающаяся красота одной из этих дев, Святой Рипсиме, поразила царя, пожелавшего ею обладать. Но не говоря уже о сопротивлении, которое она оказала его покушениям, различные обстоятельства, как, например, мученичество тридцати семи дев, припадки ликантропии, жертвой которых делался царь, бессилие лекарств, настояния сестры Хосровидухт, убеждавшей его молить о помощи Бога христиан, его исцеление, дарованное молитвами Григора, выпущенного, наконец, на свободу, – вот ряд событий, последовавших одно за другим в продолжение последних месяцев 300 года и первых месяцев 301 года и повлекших за собою обращение Тирдата, который, как ревностный неофит, поспешил объявить христианство государственной религией.

Григор, будучи простым мирянином, не имел в своем распоряжении ни миссионеров, ни многочисленного духовенства; а между тем, на исходе 301 года религиозная жизнь Армении совершенно преобразилась: идолослужение почти исчезло, и христианство исповедовалось всеми. Трудно было бы подыскать объяснение для этого события, если бы не допускали, что ему уже предшествовало существование в стране христианства, как нами было замечено ранее. Свидетельства этого удивительного обращения встречаются не только в рассказах современников и историков следующего века, но также среди существующих памятников, каковы церкви Святой Рипсиме, Святой Гайяне и Святой Марианны или Шогакаты, сооруженных в IV веке в окрестностях Эчмиадзина (древнего Вагаршапата), и гробницы замученных дев, равно как и относящиеся к этим событиям аутентичные надписи16.

Другое не менее ценное свидетельство встречается также в истории Евсевия, говорящее о войне 311 года, которую император Максимин Даза объявил армянам за то, что они перед тем перешли в христианство17.

13. Ериз – один из культовых центров в языческой Армении, находится в области Екегеац Армении Великой, в верховьях реки Евфрат. Знаменит храмом богини Анаит.
14. У Агатангела («История», § 71) указано 13 лет.
15. Преподобномученица Феврония. Селений, посланный на Восток для преследования христиан, предложил ей вступить в брак со своим племянником. Феврония отвергла предложение. Селений приказал жестоко пытать ее и казнить.
16. В 1978 г. во время раскопок в монастыре св. Рипсимэ были обнаружены мощи Святых мучениц. Все они были обезглавлены, как и описано в «Истории» Агатангела.
17. Евсевий Кесарийский, «Церковная История», гл. 9, 8, 2.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 30.01.09 16:18