ААЦ и армяне

Юрий Григорьян

Зов чувств

«Страна и колыбель вторая
Возобновления людей!
В тебя душой перелетая,
Жить памятью хочу твоей.
Когда земля была объята
Бурливой казнью грозных вод;
Там – на вершинах Арарата,
Ковчег окончил дивный ход.
Там – на Армянском небосклоне
Блеснул завета первый луч;
Там – к отвращенью мрачных туч,
Любовь Творца в своем законе
Велела кровь людей беречь,
Чтоб с небом связи не пресечь».

С.Н.Глинка

Размышляя над темой места и роли веры в жизни армянского народа, необходимо ответить на вопрос: «Что это за слово «вера»?»

Вера – простое слово, состоящее всего из четырех букв, несет в себе огромный смысл. Это слово возносило на вершины человеческого бытия множество государств, различные цивилизации, делая их монолитами, гегемонами в мировом обществе. И в то же время это слово, а точнее, заключенный в нем смысл, не препятствовал, а даже способствовал росту других цивилизаций, которые впоследствии превосходили по мощи и силе существовавших монолитов. Многих людей это слово привело к смерти. Так, просто и незаметно перетекая из одного состояния (вида) в другое, это слово жило на протяжении многих тясячелетий. При этом им зачастую пользовались для того, чтобы безнаказанно устраивать настоящие кровавые месива, уничтожать целые цивилизации, разорять государства и многое другое. Однако, несмотря на все это под этим словом многие люди и даже народы понимали возрождение. Это слово давало стимул для создания из руин гениальных творений как архитектуры, так и всего искусства, техники. Это слово означало жизнь.

Таким образом, мы столкнулись с противоречием. С одной стороны, это смерть, а с другой, – жизнь. Где ошибка?

А может быть, это слово представляет собой столкновение двух начал – добра и зла, говоря иными словами, столкновение двух сущностей человека – ангельской, или Божественной и демонической. Этот вечный бой добра и зла, страшные и разрушительные войны, камень преткновения двух сторон нашел отражение в одном слове. Возможно, сам Господь оберегает это слово, наделив его подобно многим явлениям в природе дуализмом, свойством двойственности. Возможно, каждый раз думая о нем, мы решаем к кому нам примкнуть, чьи знамена с гордостью нести. Мы выбираем наш путь.

Слово «вера», на мой взгляд, со своей ангельской стороны проявляло себя на протяжении всей истории армянского народа.

Вера – основополагающее начало в жизни каждого армянина. На протяжении многих столетий вера помогла выживать всем армянам в условиях жесточайшего террора со стороны враждебно настроенных соседей.

Вера для каждого армянина есть связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Это своеобразная путеводная нить, которая, освещаясь во мраке, указывает путь всем последователям Христа.

Армянский народ – первый народ в мире, принявший Христианство как официальную государственную религию. Это произошло в 301 году при царе Трдате третьем Великом. Однако не все знают, что значительная роль в распространении Христианства в Армении принадлежит царю Абгару, который, по существу, был современником Христа. Магда Нейман в своей книге «Армяне» пишет: «Абгар был современником Спасителя, к Которому отправил послов с приглашением Его в свою столицу (Едессию), но Спаситель Сам не мог прийти, а впоследствии пришел к Абгару апостол Фаддей (Тадевос), и царь принял от него крещение со всем своим двором». Не буду углубляться в исторические и политические факты, отмечу лишь, что этот период (301 год) создал благоприятную «почву» для развития и распространения Христианства на территории Армении.

Говоря в целом, отмечу, что вера в Бога это сущность бытия многих армян. Так было во времена многолетних гонений этого народа, так было во времена геноцида армян. Вопрос о том, является ли это утверждение актуальным и сейчас, найдет свое отражение на последующих страницах.

Всю историю Армении можно представить в виде постоянной борьбы, войн за веру во Христа и как следствие в виде постоянных гонений. В процессе этих гонений вера народа в Бога нисколько не меркла, а наоборот, укреплялась. Здесь сразу на ум приходят слова Ю.Жданова: «Армянский народ – редкий феномен. В древние времена из-за своей веры армяне были обложены данью, и чем тяжелее становилась эта подать, тем более утверждался народ в своей вере. Именно благодаря этому армяне сохранили свою духовную культуру и донесли ее до нас...»

Все больше поэтов, творцов искусства благодарили Бога в дни радости и в то же время они обдумывали грехи своего народа в дни горести:

«И льются, льются реки жгучих слез
Несчастного народа. Льется кровь
Среди мучений, казней и угроз.
И ужасы творятся вновь и вновь.
И обступила гибель нас кругом.
Измученные телом и душой,
Взывали мы: «За что же это? В чем
Мы, Боже, провинились пред Тобой?..»

Ованес Туманян

Это и многие другие монументальные произведения стали своего рода символом Великой скорби древнейшего народа, олицетворением борьбы армянского народа за свою веру, символом вечной преданности Богу. Как полно передает этот стих ту трагедию, которая царила на протяжении многих лет и которая впоследствии всем цивилизованным миром была признана бесчеловечной и названа геноцидом. Можно даже сказать, что этот стих переносит читателя в те далекие кровавые времена, в которых царил абсолютный террор в отношении людей, которые волей Господа называли себя армянами, последователями Великого Учителя, хранителями Завета Божьего. В этом случае перед читателем сразу предстанет картина, как на глазах у матери уничтожали (по другому назвать просто нельзя), раскраивая подобно тростнику черепа их собственных детей. На глазах детей рубили их родителей. Причем, изощренности и «фантазии» убийц не было предела. Вода в колодцах, ставшая красной от крови, земля и зеленая трава, растущая на ней также окрасились в красный цвет уже говорят не только о самих зверствах, но и о масштабе этих зверств. У людей отняли все, что у них было – дома, вещи, деньги – все.

Но даже эта страшная бойня не смогла отнять у людей веру и память (как повествует в своем фильме «Майрик» Анри Верней). Веру – для того, чтобы бороться и жить дальше. Память – как единственное противоядие ненависти.

Наверное, если изобразить это на холсте, то в результате этот холст можно с уверенностью окрасить в красный цвет – цвет крови, цвет мучений и великих страданий, цвет борьбы за веру.

Читая произведения тех мрачных дней, создается впечатление, что они представляют собой молитву. Это своего рода обращение Великого народа к своему Богу. Это крик души не только поэта (в данном случае), но и всех армян, всего народа. Обращаясь к Богу, армяне ищут ответы на свои вопросы в небесах. Они пытаются не терять связи с Богом даже в сложные минуты своей жизни. В своей молитве народ несмотря на все мучения, которые он переживае,т не просит у Господа ничего, кроме ответа на один вопрос: «За что? В чем повинны мы?»

В период геноцида были созданы «сильные» произведения в области искусства. Среди всех можно выделить стихи таких деятелей армянской культуры, как Даниел Варужан, Паруйр Севак, Вера Звягинцева, Ованес Туманян и многие другие. Эти произведения помогали жить и продолжать борьбу всему армянскому народу. Однако годы террора унесли жизни многих творцов искусства, науки, техники. Здесь вспоминается судьба гениального музыканта Комитаса, который сошел с ума, так как не смог перенести тот эмоциональный шок, вызванный кровавыми бойнями армянского народа. Такая судьба постигла и многих простых армян. Лишь люди с железной волей, храбростью и стойким внутренним миром смогли пережить это. Возможно, многими из них двигала еще одна, кроме веры, цель – они хотели рассказать всему миру о тех зверствах, которые происходили в, казалось бы, цивилизованном мире, для того, чтобы это никогда больше не повторилось. При этом они надеялись, что так они обезопасят будущие поколения армян и других народов от подобных издевательств.

Музыка армянских композиторов наполнена скорбью. Она, как и стихи, подобна молитве – обращению к Богу. В звучании простого дудука слышится великая скорбь, голос утраты, призыв к победе, одновременно в его звуках слышатся голоса предков. Возможно, чтобы понять эту музыку, надо родиться армянином. Этот простой музыкальный инструмент рождает непохожее ни на что удивительное звучание. Это глубокое звучание наполнено особым смыслом. Каждый звук – это одна страничка истории Великого народа – это плач народа.

В эти тяжелые годы дробления нации единственной связующим звеном была Армянская Апостольская Церковь – олицетворение стойкости веры всего народа. Древняя и в то же время мудрая, со своими традициями и особенностями. Именно она стала кладезем всей истории, языка, традиций армянского народа. В стенах храмов Армянской Апостольской Церкви нашли приют множество армян, лишившихся своего крова в годы гонений. Звон колоколов всех храмов и церквей Армянской Апостольской Церкви во главе с главным Кафедральным собором «Эчмиадзином» возвещали врагам о том, что армянский народ жив, а значит, жива и вера.

Армянская Апостольская Церковь является хранительницей самобытности всего армянского народа. Армянская Апостольская Церковь всегда была со своим народом, не бросая его на растерзание врагам в самые трудные минуты его жизни. Жизнь народа и жизнь Церкви слились воедино. Именно Церковь сыграла свою доминирующую роль в деле консолидации армянского народа во времена страшных гонений. Она, являясь источником мудрости, знаний, внесла огромную лепту в развитие духовной культуры армянского народа, языка. Кроме того, для многих армян Она являлась священным источником, который каждому нуждающемуся давал жизненные силу для того, чтобы бороться – прославлять Христа, нести во все уголки Земли слово Господне. На ранних этапах своего существования она представляла собой победу Христианства над язычеством. Как бы плохо ни складывалась ситуация, многие из армян, слыша бой колоколов, знали, что жива Церковь, значит, жив народ многострадальный, растерзанный, рассеянный по всей Земле, но жив, значит, будет жить и вера в них, значит и близка победа.

Феномен Церкви заключается в ее самобытности, близости к другим направлениям Христианства и в то же время «непохожесть» на них (необходимо отметить, что Армянская Апостольская Церковь занимает особое положение среди остальных восточно-христианских церквей. Церковь называется Апостольской, так как Она основана на апостольских проповедях и закреплена мученической смертью первых христианских апостолов). Армянская Апостольская Церковь несет в себе нотки созидания (в плане отношения к основным Христианским догмам), так как в отличие от других направлений в Христианстве, которые занимают в какой-то степени полярные позиции, Армянская Апостольская Церковь объединила в себе элементы всех направлений в Христианстве, возникших намного позже, чем Апостольская Церковь.

Армянская Апостольская Церковь характеризует состояние всего армянского народа. Тысячи камней, развалин древних церквей и соборов Армянской Апостольской Церкви, разбросанных по территории Армении, Турции, Сирии и других стран характеризуют состояние всего армянского народа, разбросанного по всей Земле.

Таким образом, мы видим, что вера играла и продолжает играть ведущую роль в развитии армянской культуры, в развитии армянского народа как самостоятельной нации со своей историей и присущей только ей уникальной самобытностью.

Однако, какой бы весомый смысл ни несло в себе слово, каждый человек, считающий себя армянином, должен сам определить, что конкретно для него означает это слово, какой смысл он закладывает в него; определить, что он чувствует, когда видит армянские церкви с традиционной прямоугольной формой, слышит бой колоколов. А самое главное, определить для себя свое место в жизни народа.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 28.02.09 10:12