Проза

Анаит Хармандарян

Новый сотрудник
(Юмореска)

Директор книжного магазина господин Букинидзе рвал и метал. Как ни старался он приобщить продавцов к новым методам работы, ничего не получалось.

– Поймите, – втолковывал он старым работникам, скучающие лица которых выдавали нетленное содержание мозгов, то есть полустоличный салат из смеси постановлений Госкомиздата и решений Совмина, залитый майонезом из райкомовских инструкций, – главное в нашем деле – аннотация. Вот зайдет читатель в магазин, возьмет в руки книгу, полистает, скользнет взглядом по витрине с рекламными проспектами и что он там прочтет? Ваши бессмертные шедевры? Да разве ж так можно? Вот вы, Степан Параграфович, какую рекламу составили к роману А. Дюма «Три мушкетера»?

И господин Букинидзе громко прочитал:

«В книге одного из известных французских писателей XIX века описываются исторические события, предшествующие эпохе установления абсолютистского правления, характеризующегося полным подавлением личности и сосредоточением в руках правящего режима неограниченной власти.

Рассчитана на широкого читателя».

– И что же мы имеем на сегодняшний день? А только то, что продавцы захолустных магазинов в кишлаке Сакырак будут жаловаться, что книга плохо идет...

Переведя дух, он обвел взглядом излучавшие уксусный аромат лица товароведов.

– А вы, Никита Кнопкович, что за аннотацию написали к «Двенадцати стульям» Ильфа и Петрова? Господа, вы читали эту аннотацию? Так слушайте же:

«В книге известных советских прозаиков первой половины XX века описываются события периода ломки остатков буржуазных отношений и установления нового, социалистического отношения к труду.

Рассчитана на широкого читателя».

– Ну, купит, спрашивается, нормальный человек такую книгу, если он фильм, по книге поставленный, еще не видел? Да никогда в жизни!

В этот момент рухнула полка, плохо закрепленная еще два с лишним года назад. Две книги упали на голову взвизгнувшего Акопа Дыроколовича. Букинидзе грозно обрушился на него:

– Так вам и надо! Да еще и мало вам! Да на вас вся стена должна обвалиться! Нет, вы только послушайте, что он написал в рекламной аннотации к «Приключениям Шерлока Холмса»! – И он прочитал следующее, которое, впрочем, никого не удивило:

«В книге известного английского писателя второй половины XIX века и еще немножко начала XX века описываются события эпохи развитого капитализма, дается резкая критика буржуазных нравов, расслоения в обществе.

Рассчитана на широкого читателя.»

– Я уже не говорю о стиле... Об инфантилизме выражения «немножко начала XX века»! Бедный двадцатый век! Ему-то за что досталось? Мало было двух мировых войн, не считая колониальных и освободительных, его еще и в аннотациях буду пинать!

– А какой же, господин Букинидзе, должна быть правильно составленная аннотация? – подал голос книгоноша Раздватудасюдайкин.

– О-о-о, это целое искусство, господа! Аннотация – это прежде всего реклама. Она должна звать, манить, убеждать, завлекать, соблазнять, кричать, что лучше и интереснее книги в мире нет и быть не может, что ты обязательно должен купить эту книгу, потому что ты не можешь ее не купить. И безусловно, аннотация должна отражать содержание книги, а не подло и туманно намекать на события бог весть каких разных периодов...

Через несколько дней господин директор, шагавший в ногу со временем, представил коллективу молодого человека, очень уверенного в себе, выпускника философского факультета Сорбонны, вернувшегося в родные пенаты, Гамлета Доллабриллова.

– Вот, господа, позвольте прочитать вам аннотацию, составленную нашим новым сотрудником. И попробуйте угадать, о какой книге идет речь. Скажу только, что это одна из самых знаменитых книг, созданных человеческим гением. – И господин Букинидзе прочитал:

«Сколько у тебя денег в кармане, читатель? Не густо? Тогда прочитай эту книгу, и она научит тебя, как стать богатым и уважаемым. Если у тебя есть пять рублей, через год будет пятьсот, если у тебя есть пятьсот рублей, через год будет пятьдесят тысяч. Ты увидишь весь мир, купишь роскошный особняк и три «мерседеса». Не поленись, читатель, прочитай эту книгу и рискни своими пятью рублями. Конечно, тебе придется много трудиться, но многовековой опыт человечества гарантирует тебе абсолютный успех.

Бери эту книгу, читатель, не раздумывая! Тираж крайне ограничен!»

Опытные продавцы и товароведы, за плечами которых был не один десяток лет работы в книжных магазинах, просто терялись в догадках. Но на всякий случай записались на книгу и даже внесли задаток. И только после этого торжествующий господин Букинидзе объявил, что аннотация составлена к первому тому «Капитала» Карла Маркса...

1991 г.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 05.02.09 16:49