Nota bene

Анзор Нибо

Сотворчество во имя добра

Всемирно знаменитый армянский музыкант Дживан Гаспарян принял участие в записи песни известного адыгского певца из Кабардино-Балкарии Черима Нахушева

В августе 2006 года в фешенебельном московском ресторане «SAFISA» состоялась презентация двух новых музыкальных альбомов широко известного в Кабардино-Балкарии и других республиках Северного Кавказа певца Черима Нахушева. Церемония, в которой приняло участие немало достойных представителей столичного бомонда и адыгской диаспоры, заметно отличалась своей необычной для подобного рода официальных мероприятий неформальной атмосферой.

Черим Нахушев и музыкант Тимур Лосанов

Новая работа популярного исполнителя, чье творчество любимо и уважаемо в народе, привлекла мое внимание не только своим разнообразным музыкальным материалом, что, впрочем, всегда отличает произведения Нахушева, умеющего очень тонко и гармонично сочетать народные мотивы и современные мелодии с искрометной импровизацией на адыгских национальных инструментах. Всеобщий интерес к очередным альбомам талантливого певца, обладающего уникальными вокальными данными, подогревает необычный и во многом показательный факт: в записи одной из главных композиций Черима принял участие легендарный музыкант Дживан Гаспарян, вот уже много лет являющийся самым виртуозным исполнителем игры на дудуке – армянской деревянной флейте. Широкую известность на Западе Гаспарян получил благодаря работе над саунд-треками к популярным голливудским фильмам, в частности, «Последнее искушение Христа», «Гладиатор», «Русский дом» и «Ворон». Он – обладатель престижных международных званий и наград, автор ряда альбомов с мелодиями собственного сочинения и армянской народной музыкой.

Каким образом появился этот уникальный творческий дуэт и как шла работа над композицией, мне рассказал сам Нахушев.

– Весной 2005 года я потерял самого дорого мне человека, маму, скоропостижно ушедшую из жизни, – вспоминает певец. – Во многом благодаря ей я еще в детстве увлекся музыкой и добился всего, что сегодня имею. В соответствии с адыгскими обычаями я строго придерживался траура, поэтому весь творческий процесс работы над материалом для новых альбомов, запись которых шла в Москве, естественно, пришлось приостановить. Тогда, в самые тяжелые для меня дни, я даже не помышлял том, что смогу снова петь и выходить на сцену.

В один из дней в дом Нахушевых зашла в недавнем прошлом классная руководительница Черима. Женщина, которую искренне уважают в этой семье, рассказала бывшему воспитаннику свой сон, приснившийся ей накануне ночью, который, как считала она сама, обязательно должен стать пророческим. Ей приснилась мама Черима, Раиса, попросившая подругу, чтобы после окончания периода траура ее сын обязательно вернулся к делу всей своей жизни, но первое же выступление перед зрителями непременно начал с песни, посвященной матери, необязательно ей – всем матерям.

В тот же вечер Черим, потрясенный услышанным, начал набрасывать слова будущей песни. Они, буквально, изливались из сердца, каждая буква в строке, каждый звук были пережиты и выстраданы им самим. Вскоре к работе подключился известный в республике композитор Анзор Хаупа, ставший автором музыки к песне.

– Уже в Москве, работая в студии над записью альбома, я поинтересовался у местных ребят-музыкантов, какой из инструментов может лирически тонко и пронзительно душевно передать чувства человека, пережившего настоящую личную трагедию в жизни, – продолжил свой рассказ Черим. – Кто-то из них сказал, что слышал как-то звуки армянского дудука, потрясающие до глубины души. Назвали при этом фамилию 78-летнего Гаспаряна – лучшего на сегодняшний день исполнителя музыки на этом инструменте, но скептически добавили при этом: заполучить его согласие на участие в записи – шансов нет никаких. Многие говорили, что и с финансовой точки зрения реализовать данный проект практически нереально: Гаспарян, мол, звезда мировой величины, поэтому гонорар, который он потребует, для нас будет «неподъемным».

Недолго думая, но в некоторых сомнениях, Черим все же начал искать возможность связаться с Дживаном и вскоре нашел его телефон. Люди, знающие Гаспаряна, подсказали ему принятую в таких случаях практику работы – обычно заранее на факс Гаспаряна отправляется официальное письмо и ноты композиции, позже он сам рассматривает присланный материал и принимает решение по каждому отдельному случаю.

Первый звонок Нахушева застал Гаспаряна в Америке.

Дживан Гаспарян

– Заметно волнуясь и извинившись за беспокойство, я рассказал Дживану о том, что я – мало известный за рубежом молодой певец, что хочу записать песню, которую посвятил своей покойной матери и был бы очень счастлив, а также безгранично горд, если он согласится поучаствовать в ее записи в Москве, – вспоминает Черим. – Я также сказал ему, что готов сразу же отправить факс с нотами песни, чтобы он ознакомился с мелодией и определился в своем решении.

Гаспарян, много и активно гастролирующий, работающий только с ведущими музыкальными коллективами мира и великими звездами, сделал неожиданную паузу в разговоре. «Сынок, – сказал затем он, – ты можешь напеть свою мелодию, я хочу послушать». Черим, в трепетном голосе которого в эту минуту можно было услышать самые разнообразные чувства, переполнявшие его сердце, спел первый куплет песни. Слова молодого адыгского певца, тоскующего по матери, стремительно преодолели тысячи километров и воды Атлантики, попав точно в цель. Затем – снова пауза в телефонной трубке.

– Знаешь, сынок, эта мелодия тронула меня до слез, – по-отечески доверительно произнес с дрожью в голосе Гаспарян, – я обязательно приеду в Москву.

Не веря своему счастью, Нахушев начал готовить визит маэстро в столицу. Спустя некоторое время на второй его звонок Дживан ответил, уже будучи в Греции, в третий раз, непосредственно перед приездом в столицу, он был в родном Ереване.

Свое обещание прославленный музыкант выполнил сполна. В Москве он провел всего несколько часов, записал собственную партию для будущей композиции Черима и уехал. Где он сейчас? В Нью-Йорке, Амстердаме, Токио или Бомбее? В свои преклонные годы Гаспарян продолжает жить только музыкой, язык которой понятен всем, поэтому и не знает границ. Сам мастер, сердцем созвучный многострадальному дудуку, нашел в песне своего молодого адыгского друга главную ноту, сближающую людей, – искренность и желание делать добро, ведь именно эти ценности закладываются в нас нашими родителями, желающими, чтобы дети обязательно были счастливее их самих.

– А во что обошлось вам согласие Гаспаряна принять участие в записи? – спросил я у счастливого Черима, прикидывая в уме, что сумма эта, учитывая всемирную популярность маэстро, будет никак не меньше цифры с четырьмя нулями в долларовом эквиваленте.

– Дживан вообще отказал говорить со мной о деньгах, такие понятия, как «родина», «мать», «вера» для него священны, а потому не продаются и не покупаются, – признался Нахушев. – Более того, он, в знак высочайшего дружеского расположения, подарил мне совершенно новую мелодию собственного сочинения с правом использовать ее в своем новом альбоме. Поначалу я был искренне поражен, а после нескольких минут общения с этим уважаемым старейшиной понял, насколько он искренен в своих словах и поступках. Неужели такое еще бывает в наше время?

Новые альбомы Черима Нахушева, записанные при финансовой поддержке известных меценатов Назира и Мурата Хапсироковых с участием музыкантов Тимура Лосанова (гармонь), Зубера Евагова (адыгский инструмент щичепшин), Анзора Увыжа (бжамий), Романа Бондаренко (гитара), а также продюсера Амура Успаева и аранжировщика Анзора Хаупы, давно разошлись среди ценителей современной адыгской музыки. Среди 33 песен на них звучит главная – «Мама», исполняемая на кабардинском языке. Сам певец убежден, что его мысли и чувства, в которых заключена безграничная любовь к матери, выражены не столько в словах, сколько в потрясающе пронзительной музыке этой композиции. Особенно великолепен здесь дудук – тонкий, трепетный, способный радоваться и плакать, жить и творить…


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 25.02.09 17:22