Выставки

Нарине Золян

«Неусвоенные уроки», или «Уроки Армянского - 3»

В Музее Современного Искусства состоялась художественная выставка группы ZхZ (Золян Нарине и Зулумян Арутюн) и композитора Вагана Арцруни под названием «Неусвоенные уроки». «Неусвоенные уроки» – это проект надсобытийный, обобщающий, универсальный, а реалии подтверждают его актуальность и как лакмус выявляют его содержание и цель: призыв авторов к глобальному переосмыслению ценностей и их реабилитации и реанимации. Независимо от авторских замыслов совпадение с конкретными событиями тем не менее состоялось, но эта случайность оказалась закономерной, ведь в проектах группы ZхZ всегда присутствовал провидческий элемент», – пишет куратор выставки Лилит Сарукисян в тексте к выставке.

ЕРЕВАК – Почему ваша группа называется ZхZ?

Зулумян Арутюн – Эта группа сформировалась в Москве в результате нашего творческого сотрудничества с Золян Нарине. В 1996 году на нашей выставке «Метафизика ландшафта» куратор галереи «Spider & Mouse» Марина Перчихина предложила использовать нам эту абревиатуру, которая в дальнейшем закрепилась за нами как название нашей группы.

Золян Нарине – Наше мировоззрение и творческие изыскания всегда сочетались друг с другом, и это стало основной точкой отсчета наших отношений.

ЕРЕВАК – Каким является основное кредо группы ZхZ?

З.Н. – Нас всегда волновали актуальные проблемы. Основным толчком к реализации наших проектов всегда являлась актуальная насущная идея. В течение времени эта идея с обеих сторон обогащается и разрастается, пока не превращается в единый цельный проект.

З.А. – Полем нашей творческой деятельности всегда является социальная среда. Предметом же наших творческих изысканий является Человек и человеческая среда во всех своих многочисленных проявлениях.

ЕРЕВАК – Ваши выставки чаще всего проходили в Москве и других городах и только в последние годы стали осуществляться в Ереване.

3.Н. – В основном наш концептуальный дискурс сформировался в то время, когда мы с Зулумяном жили в Москве. Когда мы только-только приступали к сотрудничеству, Арутюн в большей степени обладал сценарным мышлением, и эта его особенность оказалась очень кстати.

3.А. – В отличие от московских концептуалистов мы с Золян всегда работали в области окружающих нас реалий.

3.Н. – Наши выставки «Уроки армянского», «Стиль “Золотая подушка”», «В предчувствии катастроф» были очень хорошо приняты московской арт-общественностью.

ЕРЕВАК – В результате одной из ваших самых нашумевших выставок стала выставка «Осторожно, религия», вызвавшая огромный резонанс в общественном сознании. Расскажите о ней.

А.З. – Совсем недавно вышла в свет книга известного российского философа и культуролога Михаила Рыклина «Свастика, крест, звезда», где выставка «Осторожно, религия» и события вокруг нее освещается в мельчайших подробностях.

3.Н. – Все обернулось срезами такого абсурда, что эта выставка является уже отдельной темой для разговора и причем очень долгой, так что, на мой взгляд, зацикливаться на ней не имеет смысла.

ЕРЕВАК – Расскажите о своих выставках и проектах, осуществленных в Армении и в Ереване.

З.А. – На мой взгляд, очень важным проектом, осуществленным нами в Ереване, был проект «Закрытый город».

З.Н. – Этот проект являлся одной из первых попыток культурного диалога актуального современного искусства между двумя пространствами – Еревана и Москвы. Однако тема «Закрытого города» осталась актуальной и по сегодняшний день. Были и другие проекты, например, «Город женщин» и «Детские страхи». Но среди них, на мой взгляд, наиболее актуальным является проект «Арт-а-ниш», цель которого заключалась в создании новой альтернативной среды. В этом проекте принимали участие художники из Армении, России, Грузии, Ирана. Но это все кураторские проекты. Что касается персональных выставок группы ZхZ, то к ним относится выставка «Метаморфозы», состоявшаяся в галерее «Аканат» в 2005 году.

ЕРЕВАК – И, наконец, ваша последняя выставка «Неусвоенные уроки», где наряду с группой ZхZ принял участие музыкант и композитор Арцруни Ваган.

З.А. – Выставка «Неусвоенные уроки» – это как бесконечная история, которая может продолжаться постоянно. Это визуальная летопись того, что происходило с нами в историческом ракурсе событий. История обладает свойством повторять свои ошибки. А мы, словно летописцы, наблюдаем за его ходом и фиксируем его в визуальных формах.

3.Н. – Идея выставки заключалась в том, чтобы посредством креативных форм и художественного языка ввести публику в курс реальных событий. Неусвоенные уроки – это развернутая в пространстве и времени метафора экзистенциального зеркала сегодняшних реалий.

ЕРЕВАК (обращаясь к Вагану Арцруни) – Ваган, Ваше участие в проекте «Неусвоенные уроки» – это не единственный опыт сочетания музыкальных форм с визуальными. Не так ли?

Ваган Арцруни – Это уже третий художественный проект в этом жанре. Первое мое участие в подобном художественном проекте произошло в 1999 году в «Ай-арте». Проект назывался «Химический дождь». Так что, идея дождя, воплотившаяся в проекте «Неусвоенные уроки» имеет свою предисторию. Вторая акция состоялась в Центре Экспериментального Искусства и называлась «Фотооргазм для камерного оркестра». Меня, как композитора очень волнует вектор, когда искусство, утрачивая по ходу свои компоненты, постепенно раскрывает и излагает свою суть. Этот процесс достаточно интересно пронаблюдать в области музыки, где вектор движения от тональной музыки переходит в обратную сторону и входит в область атональной гармонии, где ей успешно удается разрушить установившиеся закономерности. Такие соотношения очень помогают композитору перевести свой взгляд от формы к самой сути. В этом случае, звук перераспределяет свою направленность от смысловой нагрузки к символу или знаку. Именно по этой причине, меня всегда беспокоят концептуальные изыскания художников, которые занимаются визуальными знаковыми структурами. В результате пересечения этих знаковых структур появляются новые смысловые значения. Мне сдается, что чистое искусство обладает глубинными тайнами бытия и загадкой природы вещей и явлений, и что оно способно предвосхитиь не только социальные явления, но и природные катаклизмы. Мне оказались взгляды группы ZхZ близкими, и очень привлекла сама идея, заложенная в основе концепции выставки. В таких случаях для меня бывает очень важно ощутить поле изнутри, а не только умозрительно. Это мне очень помогает в жизни, поскольку никаких других опорных инстанций для себя я не предвукшаю, кроме как в тех сферах, в которых существуют абсолютные понятия. Что касается проекта «Неусвоенные уроки», то уже на презентации выставки я обнаружил у зрителей необычный и не очень свойственный нашему культурному пространству эмоциональный ажиотаж. Полагаю, что удивление это было прежде всего связано с тем, что для многих оказалось неожиданным, что можно создать такое пространство, в котором так гармонировали друг с другом и смысловые, и языковые, и визуальные параметры. В результате, среди посетителей, как я обнаружил, не оказалось ни одного безучастного или индиферентного зрителя. Причиной тому, на мой взгляд, являлась организация выставочного пространства, настолько правильная, что попадая в него, каждый пытался найти, каким образом себя соотнести с ним. Так что, думаю, выставка не только удалась, но и в каком-то смысле смогла изменить некоторые представления, существующие в визуалном искусстве Армении. Что уже говорит о том, насколько выставка оказалась своевременной.

На выставке «Неусвоенные уроки»
(Ереван, Музей Современного Искусства)

Нарине Золян

Фрагмент графической серии-летописи выставки «Неусвоенные уроки»

Арутюн Зулумян (в центре) и Генрих Игитян (справа)

На открытии выставки «Неусвоенные уроки»

Организаторы выставки: Арутюн Зулумян и Нарине Золян.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 29.01.09 16:39