Имена

Епископ Натан Ованисян

«Я верю, я последовал зову»
(Интервью с Епископом Натаном Ованисяном, главой армянской епархии в Великобритании)

Владыко, если обратиться к Вашей биографии, то помимо религии в ней присутствует музыка. Расскажите, как все началось?

Епископ Натан: Есть вещи, которые органически уже присутствуют у тебя в душе, уме и теле и остаются там навсегда. Я начал заниматься музыкой с малых лет. Окончил музыкальную школу, потом музыкальное педагогическое училище по классу фортепьяно, а после Ереванскую консерваторию, класс профессора Малхасян, ученицы Константина Игумнова*. Сейчас музицирую лишь изредка. Одно дело практиковать музыку, играть для публики, совершенно другое дело – играть для себя, для души, духа.

Музыка для меня – это философия жизни, в некоторым смысле бессловесная молитва, позитивная энергия для жизни и работы. Знаете, музыкальное мышление может проявляться во всем. Например, став священнослужителем, я осознал, что музыка мне очень помогает, даже в деле проповеди. Если построить проповедь, скажем, в сонатной форме, то она будет иметь четкую структуру, быстрее дойдет до слушателя.

Это очень интересное переплетение – музыка и религия. Как же состоялся Ваш уход в Церковь и почему?

Епископ Натан: В юношеском возрасте я увлекался не только музыкой, но и литературой, искусством, архитектурой. Естественно, приходит возраст, когда начинают возникать философские вопросы, а из философских – вытекают религиозные. В то время было модно, возможно, потому, что было запрещено читать, изучать псевдорелигии, философские религиозные течения, такие, как Штайнер, Блаватская и индийские верования. Меня все это очень интересовало. Я изучал китайскую философию, в основном Лао-Цзи, любил восточную литературу как средневековую, так и современную, в частности, японскую, например Ясунари Кавабата** и Кобо Абе***.

В процессе познания возникал вопрос: есть религия, есть верование, а где я? Когда подростком я первый раз прочел Евангелие от Матфея или от Марка, мне оно показалось сказкой, и я опять занялся восточными философиями. Честно говоря, Штайнер и Блаватская не очень прижились во мне. Возможно, моя природа, сущность не принимала этого, что очень хорошо. Со временем меня снова заинтересовали мои христианские корни. Я хотел понять, почему на протяжении стольких столетий все мои предки вот так держатся за свою веру. И как-то я открыл последнее Евангелие от Иоанна, там я нашел то, что искал. Там и философское мышление, и настоящая религия, и мистика. Уже первая строка этого Евангелия дает возможность для глубоких размышлений. С тех пор я, уже будучи священнослужителем, если интеллектуальная личность, взрослый человек хочет приобщиться к христианству, всегда советую начинать с Евангелия от Иоанна.

Так сложилось, что я искал себя в религии и нашел в христианстве. То есть я не стал христианином по семейной традиции, а пришел к христианству самостоятельно.

Постепенно мое приятие христианства трансформировалось в веру. Сначала было принятие интеллектом, потом общение с церковью. Все это за несколько лет постепенно трансформировалось в мое я. Я считаю, что вера должна быть не просто частью человека, ибо она не является частью мышления или культуры. Вера – это сам человек. Знаете, как человек, не задумываясь, дышит, так он и верит. В определенный момент я осознал, что нахожусь не совсем на своем месте, и начались поиски. Не могу сказать, что у меня были неудачи в жизни, напротив, мое детство и юность сложились благополучно. Я, может быть, из тех редких людей, которые не хотели бы изменить что-либо в своей жизни. Я был удачлив в своей профессии, был неплохим музыкантом, с хорошим кругом общения, прекрасными друзьями. Я это говорю к тому, что многие полагают, раз ушел в религию, значит, что-то не сложилось в жизни. У меня все было нормально, я верю, что последовал зову. Как-то я с моим другом говорил по телефону, у него были некоторые проблемы. Мы долго разговаривали, я давал советы, утешал, и в конце разговора он как-то странно сказал: «Слушай, ты бы был таким хорошим священником». И эта простая фраза стала своего рода толчком, я начал думать. Что если я могу дать людям гораздо больше, чем даю своим искусством. Тогда я принял решение и пошел, мне было 29 лет. После того как я закончил консерваторию в 25 лет, я работал, много успешно концертировал. Когда о моем уходе узнавали консерваторские друзья, то не могли поверить. Итак, я поступил в духовную академию сразу на третий курс, окончил, написал дипломную работу на тему «Апологетическая литература в раннем христианстве», был возведен в сан дьякона, иеромонаха. Защитил диссертацию, чтобы получить сан архимандрита (эквивалетно кандидату теологических наук) и в 1994 году защитил докторскую диссертацию на верховного архимандрита. Символично, что я был рукоположен в иеромонахи две недели спустя после моего тридцати трехлетия. Начал преподавать в духовной академии Святого Эчмиадзина историю христианской церкви и патристику. Некоторое время был проректором той же академии.

Владыко, до Великобритании Вы долгое время жили в Украине. Если я правильно понимаю, Вы были первым представителем Армянской Апостольской Церкви после распада СССР?

Епископ Натан: Впервые я посетил Львов в январе 1991 года. На тот момент я служил секретарем у Святейшего Католикоса Вазгена I. Накануне Рождества Его Святейшество вызвал меня к себе и рассказал, что армянская община из Львова просит священника для проведения у них Рождественской службы. Назначенный Святейшим Католикосом священник внезапно заболел, и я предложил свою кандидатуру. Его Святейшество одобрил мое решение, и 2 января я вылетел во Львов.

Во Львове была большая община?

Епископ Натан: Нет, община небольшая, но активная. Там был армянский храм 14-го века, но он не был действующим. У нас не было места для проведения службы, а я как раз увидел дворик армянского храма и подумал, что лучшего места не найти. Мы отслужили на подворье храма в холод и снег, было много народа и душевной радости. Я остался на несколько дней, пообщался с общиной, меня всюду приглашали. В то время была напряженная политическая и межцерковная обстановка, происходили трения между Православной и Греко-Католической Церквями в Западной Украине. Я как первый посланник Армянской Апостольской Церкви посетил всех. Меня хорошо принял и Митрополит Греко-Католической Церкви, и Архиепископ Православной церкви, и мэр Львова. Через некоторое время после моего отъезда обратно в Армению пришло письмо из Львова, в котором армянская община просила провести пасхальную службу и приглашала меня приехать. Я поехал, остался на пару недель, провел службу, сделал устав, еще раз встретился с мэром города и с губернатором и, вернувшись, предоставил отчет о проделанной работе Его Святейшеству.

Главная веха моего пребывания в Украине – возрождение епархии на территории страны посредством создания новых приходов и действующих церквей. Во Львове, историческом центре армянской епархии, до сих пор сохранился армянский кафедральный собор – один из великих архитектурных памятников Украины, имеющий огромное значение для нашей истории. Он был освящен в 1363 году и является первым армянским кафедральным собором на территории Европы. Заключение унии между Католической и Армянской церквями и в целом история армян в Западной Украине и Польше, в частности, сказались на судьбе храма. С 30-х годов 17-го века собор стал достоянием армянских католиков, был действующим до конца 2-й мировой войны, до 1946 года. После присоединения Западной Украины к Советскому Союзу жизнь храма была парализована в 1939 году. И в это же время многие армяне переехали в Польшу. В 1946-м собор был закрыт, как и все другие униатские церкви. В 1952 году храм превратился в хранилище национального музея, где содержалось более чем 8000 икон и другой церковной утвари. С конца 80-х годов с перестройкой началась свобода религиозной жизни, создалась армянская община во Львове, которая начала добиваться возвращения храма. Но возвращение собора в лоно Православной Армянской Церкви представлялось нелегкой задачей. Я могу смело сказать, что чего-то добился в своей жизни. Это был возврат нашего собора Армянской Церкви, что далось большим трудом в течение девяти лет. Храм был полностью освящен Святейшим Католикосом Всех Армян Гарегином I в 2003 году, в то время я уже служил в Лондоне.

В храме сохранились уникальные старые армянские фрески и иконы 16-го века, вошедшие в историю искусств Украины. А новые фрески, сделанные в начале 20-го века во время реставрационных работ, принадлежат кисти знаменитого художника Яна Генрика Розана, расписавшего личную часовню Папы Пия XI в летней резиденции Кастелгандольфо. Я, кстати, узнал об этом от Папы Иоанна Павла II, когда тот был с визитом в Армении. Его Святейшество начал разговор о Львове и выразил радость по поводу того, что армянский собор вновь принадлежит Армянской Апостолькой Церкви.

Какова Ваша миссия как священнослужителя?

Епископ Натан: В Украине миссия носила духовный, воспитательный и строительный характер. Сначала создание прихода во Львове и возвращение армянского храма. Потом регистрация приходов в других городах. В Одессе построили первую армянскую церковь в постсоветском пространстве, в 1995 году она была освящена Католикосом Всех Армян Гарегином I на возвышенности в районе Аркадия. После этого мы развернули строительство и реконструкцию в Крыму, в Харькове, в Донецкой области и в целом по всей Украине. Уже в конце 1991 года по благославлению Святейшего Католикоса Вазгена I украинские власти официально зарегистрировали украинскую епархию Армянской Апостольской Церкви.

Вы возглавляете Армянскую Апостольскую Церковь в Великобритании с 2000 года.

Епископ Натан: Да, я приехал в Лондон 23 сентября 2000 года. Я хорошо запомнил эту дату, потому что 21 числа был День Независимости Армении, который отмечался в Киеве большим приемом. На следующий день я освятил фундамент маленькой часовни, которую фактически строила украинская сторона в дар к 1700-летию крещения Армении. Памятник-часовню построили в подворье кадровой академии Киева и назвали во имя Святого Месропа Маштоца. Киевские армяне до сих пор могут ходить в часовню на молитву и ставить свечи. А 22 сентября мне официально присвоили почетную докторскую степень Киевской международной кадровой академии и звание члена-корреспондента. После всех этих событий я и прибыл в Лондон.

Какова история создания армянских церквей в Великобритании?

Епископ Натан: В Англию армяне переселились ко второй половине 19-го века, в основном, торговцы. В Манчестере настолько быстро сформировалась армянская община, что уже в 1870 году был освящен собственный храм. В Лондоне образовалось скопление армян к началу 20-го века, и в 20-е годы появилась возможность построить церковь в районе Кенсингтона. Возникшие сложности по приобретению земли разрешил Галуст Гульбенкян, который на тот момент являлся одним из богатейших людей в мире. Он взялся за строительство, заплатил за землю, пригласил архитектора Артура Дэвиса, того самого, который построил знаменитый лондонский отель Ритц. В 1923 году церковь Св. Саргиса была освящена и находится в ведении траста, основанного Гульбенкяном.

В 70-е годы в Лондон нахлынула большая волна армянской иммиграции. Приезжали кипрские армяне – после оккупации Северного Кипра иранские армяне – с началом революции в Иране и армяне с Ближнего Востока. Тогда создалась вторая общинная церковь. Поскольку не было своего храма, скитались по разным англиканским церквам, арендовывали их. И где-то в конце 70-х переместились в бывший храм Св. Петра, который арендовывали в течение почти 30 лет за символическую плату. Но по истечению времени Англиканская Церковь стала нуждаться сама и была вынуждена либо поднять аренду, либо продать церковь. Тогда общине помог Ваче Манукян, который выкупил и реконструировал храм. 10 июня 2001 года церковь была освящена Святейшим Католикосом Гарегином II и названа во имя Святого Егише.

Скажите, а каковы отношения между Армянской и Англиканской церквами?

Епископ Натан: С Англиканской Церковью у нас всегда были очень хорошие отношения и остаются таковыми по сей день. Армянские Католикосы всегда посещали Англиканскую Церковь. Архиепископы Кентерберийские посещали Святой Эчмиадзин. В соборе Сент-Албанс до сих пор хранится дар Католикоса Вазгена I – армянская чаша для причастия. И в том же соборе проходила совместная экуменическая служба. Мои личные отношения с Англиканской Церковью и Архиепископом Кентерберийским очень хорошие, братские. Несколько лет назад я был избран одним из президентов «Церкви вместе в Англии». Президентами этого совета также являются Архиепископ Кентерберийский, Кардинал Католической Церкви... Я был номинирован Архиепископом Греческой Православной Церкви Великобритании и представляю в совете все православные конфессии Англии. В июле этого года в Йорке проходил Общий Синод Англиканской Церкви, где по просьбе Архиепископа Кентерберийского я выступил с обращением к Синоду от лица присутствующих экуменических гостей.

У нас дружеские братские отношения со всеми христианскими конфессиями и их предстоятелями. Всегда приглашают на важные события в Вестминстерское Аббатство и на заседания Генерального Синода.

Вы организовываете мероприятия, посвященные геноциду армян?

Епископ Натан: У нас обычно проходит четыре обязательных мероприятия. Проведение мероприятий, включая вечер памяти, начинается 24 апреля с поминальной службы в церкви Св. Саргиса около маленького хачкара в подворье, а заканчивается в ближайшее воскресенье литургией в большом храме. Наш ежегодный марш в этом году мы провели несколько по-иному. Каждый раз местная полиция выдает нам маршрут, и на этот раз он начинался с улицы Московской, где стоит кафедральный собор Греческой Православной Церкви. Мы договорились с Архиепископом Греческой Православной Церкви, моим хорошим другом, чтобы мы все собрались в соборе перед началом марша и провели бы совместную службу. Архиепископ поддержал мою идею, и мы начали свой марш с поминальной службы в греческом соборе.

А на 90-летие геноцида у алтаря в нашем кафедральном соборе сидели 12 представителей разных конфессий, четверо из коих были епископами. Надо отметить, что в тот день Православная Церковь праздновала Вербное Воскресение, а в Ватикане проходила интронизация нового Папы Римского. Но несмотря на это, по моему приглашению к нам приехал и Епископ Англиканской Церкви из Ирландии, и Архиепископ – представитель Кардинала, и Архиепископ украинской Греко-Католической Церкви. Когда закончилась литургия, прихожане собрались на улице и ждали начала марша, пока я провожал гостей. Когда я вышел из церкви, люди начали апплодировать. Это было очень трогательно для меня, человека, который получал аплодисменты раньше, в бытность своей музыкальной карьеры. Я понял тогда, что заслужил их любовь.

Какова культурная жизнь общины в Лондоне? Что для этого делает, в частности, церковь?

Епископ Натан: Обычно у нас в храме проводятся концерты. У нас выступали Плетнев, известная пианистка Мария Гамбарян, знаменитый Дживан Гаспарян, мастер игры на дудуке. Каждый год на День Независимости Армении у нас проводится праздничный вечер силами местных армянских музыкантов.

В прошлом году на 20-летие со дня землетрясения в Армении мы провели вечер памяти, был установлен огромный экран в храме, где показывали видеонарезки из Армении. Было много гостей и символическая икона. Английская супружеская чета из Олнвик, графство Йорк, которая помогает детской художественной школе в Спитаке, чей приход является побратимом прихода в Олнвике, привезла из Армении икону, созданную из глиняных плиток. В основе плиток – черепицы разрушенных домов Спитака, на каждой плитке – отдельная иконка. Эта икона, олицетворяющая разрушение и возрождение, стала символом нашего вечера.

Также мы арендуем помещение для субботней и воскресной школы, где армянскому языку обучаются более 250 учеников.

Мы создали детский церковный клуб. Именно клуб, а не школу, поскольку дети идут в клуб совершенно по-другому, с иным настроем. Мы придумали этот клуб в основном для англоязычных детей, чтобы они не чувствовали себя забытыми, а ощущали себя членами большой армянской семьи. И их родители тоже. Ведь к нам ходят родители, у которых, к примеру, одна четверть армянской крови. Они приводят детей в клуб, приходят на крещение, на венчание. Я даже венчал сына англиканского епископа, который женился на армянке. И епископ был доволен, что я их венчал в нашей церкви.

А в детском церковном клубе мы читаем рассказы, учим армянские танцы, ставим спектакли, отмечаем дни рождения со сладостями. Все то, что интересно детям, чтобы они захотели прийти снова. И очень незаметно мы из зала на короткое время переходим в храм. Там поем что-то из литургии, читаем Отче Наш, даже несколько раз я играл для них на органе, мы пели.

Каково отношение молодых армян к религии? Посещают ли они церковь?

Епископ Натан: В церковь молодые люди ходят непостоянно. Хотя скажу, что очень многие молодые люди лично со мной любят общаться. Я как-то их спрашивал: «Вот вы приходите ко мне пить чай, поговорить, а почему в церковь не зайдете?» Ответ был очень простой: «В наших кругах это не модно». Здесь есть надежда, что церковь пока не совсем отвергнута. И придет возраст, когда человек уже не гонится за модой, а делает то, что душа велит. По опыту знаю, тогда они приходят в церковь. К тому же, Вы знаете, какой жизнью живет современная молодежь. У них практически не остается времени даже на личную жизнь. Есть и другие психологические факторы. Ведь у каждого человека существует свой внутренний ритм. И со временем этот внутренний ритм, темп организма меняется. Я это чувствую на себе тоже. Например, у меня в 1988 году появился первый компьютер с памятью в один мегабайт, тогда казалось, что у него потрясающая скорость. Сегодня у меня последняя модель с интернетом, но проходит некоторое время, и я хочу машину еще быстрее. Значит, внутри меня темп меняется. Если, скажем, в средневековье в более ранние времена церковь боролась против мирской жизни, театра или зрелищ, то сегодня против нас огромная сила интернета. Даже я очень много времени провожу за компьютером по работе. Кажется, что используя компьютер, все можно сделать быстрее, но сколько времени мы теряем. Два с половиной часа находиться на службе в церкви современному, особенно молодому, человеку нелегко чисто физически. Я никого не оправдываю, но пытаюсь смотреть на эту проблему с разных сторон, чтобы понять, как прийти к ее разрешению.

Беседу вела Маргарита Осепян.

* Константин Игумнов (1873 – 1948) – выдающийся русский пианист и педагог, создатель одной из русских пианистических школ, народный артист СССР, ректор Московской консерватории им. П.И.Чайковского (1924 – 1929).
** Ясунари Кавабата (1899 – 1972) – выдающийся японский писатель, офицер французского ордена искусств и литературы (1960), лауреат Нобелевской премии по литературе (1968). В работах Кавабаты, глубоко укоренённых в национальной художественной традиции Японии, но в то же время свободно использующих приёмы современной литературы, большое значение придаётся подтексту, недосказанности и суггестивности.
*** Кобо Абе (1924 – 1993) – выдающийся японский писатель, сценарист и драматург. Один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества – поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахара были сняты кинофильмы.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 07.04.11 11:28