Имена

Карен Авакян

Так восходило солнце
(О жизни и творчестве Арев Багдасарян)

«Песню, танец наш миру всему в подарок взяла,
Коль песню взяла,
То песнь привезла с чужих берегов...»

Арцах – земля горных рек, студеных журчащих родников, девственных лесов и тутовников. Народная артистка Армении, исполнительница песен и танцев народов мира Арев Багдасарян – уроженка этой прекраснейшей земли.

Она родилась 2 апреля 1913 года в городе Шуши. Мать, Сирануш баджи, говорила: «Дочь родилась такой светловолосой и белокожей, что, казалось, все озарила вокруг, как солнце, а потому и назвали ее Арев (Солнце)».

Она была веселой и резвой девочкой и верховодила всеми дворовыми детьми. Отец часто шутил, что, не будь он в свое время навеселе, Арев родилась бы мальчиком.

Варпет Григор, как называли отца Арев, был хорошим резчиком по дереву. Слово «варпет» – уважительное слово, так обращаются к тем, кто превосходно владеет своей профессией. Позже этот эпитет завоевала и его дочь, народная артистка Армении Арев Багдасарян, тоже варпет, неповторимый мастер своего дела.

Арев было три месяца, когда семья переехала в Баку. Семья Багдасарян жила в дружбе и согласии. Варпет Григор был очень общительным человеком. В его доме всегда было шумно и весело. Здесь собирались его многочисленные друзья. Это были люди разных профессий, но близкие по характеру и духу. Они смеялись от всего сердца, рассказывали всевозможные истории, полные народного юмора. Многие из них навсегда остались в памяти Арев.

В классе она выделялась усердием, была прилежной ученицей.

Если судить по детским воспоминаниям Арев, большое влияние на нее оказал дядя, ашуг Ашхуж. Маленькая девочка часами слушала его, радуясь красивой мелодии, виртуозному исполнению. Она подпевала и хлопала в ладоши, ощущая свою причастность к рождению музыки. Ее одолевало новое чувство – страстное желание творить самой. Дядя явно выделял ее из числа других детей. «В тебе что-то есть, малышка, – говорил он, – твоя необыкновенная музыкальность непременно возвысит тебя».

Польщенная пророчеством старого ашуга и разговорами о своей музыкальной одаренности, Арев готовила со сверстницами дворовые концерты, воображая себя великой артисткой.

Любовь к сцене и богатые природные данные, обнаружившиеся у Арев Багдасарян еще в детстве, приводят ее к участию в художественной самодеятельности, и на одной из олимпиад, состоявшейся в Ростове, она завоевывает первое место как танцовщица. Это был 1936 год.

Именно в это время перед Арев раскрывается неповторимый мир искусства, и это предопределяет ее дальнейшую судьбу.

В 1937 году Арев оканчивает Бакинский экономический институт. Тогда никому и в голову не могла прийти мысль, что эта миловидная шушинская девушка вскоре станет знаменитой артисткой. Сегодня кажется нелепостью, что Арев Багдасарян собиралась стать экономистом.

Судьба улыбнулась Арев. В этом же году она, привлекающая внимание цветущей красотой и богатыми природными способностями, поступает в ансамбль народного танца Азербайджана и становится его солисткой. Это был ее первый профессиональный коллектив. Прощайте цифры, счета, балансы и прочие экономические заботы. Маленький корабль Арев пускается в плавание.

Арев делала свои первые шаги на избранном пути, когда состоялась ее первая встреча с Тамарой Ханум (Петросянц), основательницей нового жанра, в котором песни и танцы народов мира исполняются одним лицом. Она сразу почувствовала в ней родственную душу и загорелась желанием стать ее продолжательницей, однако, будучи артисткой пылкого темперамента и необыкновенной способности к перевоплощению, Арев хорошо понимала, что ее путь в искусстве будет несколько иным, чем у ее блестящей соотечественницы.

В 1938 году в составе ансамбля танца Арев принимает участие в первой Декаде азербайджанского искусства в Москве. Одним из тех, кто высоко оценил в те годы ее искусство, был Аветик Исаакян, который, увидев выступления молодой танцовщицы в Москве и узнав, что она армянка, познакомился с ней и настоятельно рекомендовал ей переехать в Армению. В дальнейшем великий поэт был постоянным посетителем ее концертов.

По приезде с Декады ее как одну из ведущих солисток ансамбля направляют на учебу в Бакинское хореографическое училище, где она получает профессиональное образование.

Впервые Арев увидели в Армении во время гастролей Государственного ансамбля народного танца Азербайджана в 1940 году. Не заметить ее было невозможно, а увидев, невозможно было остаться равнодушным. Последствия не замедлили сказаться.

В 1941 году, в тяжелые дни Отечественной войны, вернувшись с фронта, куда она была направлена в составе группы работников искусств Азербайджана, Арев по приглашению Управления по делам искусств Армении переезжает в Ереван. Как и при всяком переезде, не все складывается сразу. Сперва она работает в ансамбле Гургена Мирзояна вместе с известной певицей Шогик Мкртчян. Ее возможности здесь были ограничены, так как она выступала в этом ансамбле всего только с двумя-тремя танцевальными номерами. А между тем ее принимали хорошо и хотели видеть чаще, и вопрос расширения диапазона своего искусства превратился в предмет постоянных ее раздумий. Эти годы стали для молодой артистки этапом мучительных поисков собственного пути в искусстве.

С 1942 года Арев становится солисткой Армфилармонии, и созданный для нее небольшой ансамбль быстро завоевывает известность.

Так на небосводе армянского театрально-музыкального искусства появляется новое имя: Арев Багдасарян. Впоследствии народ с нежностью называл ее «наша Арев». Это было свидетельством любви и признания ее природных сценических способностей, преданности искусству и своему народу, ее обаяния и невероятной работоспособности.

Примечательно, что первые шаги Арев Багдасарян в Армении были замечены и оценены в печати народным артистом Гургеном Джанибекяном в очерке «Женщины Октемберяна», помещенном в газете «Советакан Айастан» от 21 марта 1943 года. В нем мы читаем следующие строки: «С каким восхищением и воодушевлением слушают и смотрят песни и танцы в талантливом исполнении Арев Багдасарян и несмолкающими аплодисментами заставляют повторять их». Нужно сказать, такой прием сопровождал артистку на протяжении всей ее последующей творческой деятельности.

18 ноября 1943 года во время очередного концерта в Ереване пришла телеграмма, извещавшая Арев о смерти отца. Варпет Григор скоропостижно скончался в Баку в возрасте 56 лет. Безутешную скорбь родных покойного разделили его многочисленные друзья. Варпет Григор был человеком сильного характера и обладал страстным темпераментом. Его будет очень недоставать Арев. Она всегда чувствовала с его стороны поистине бесконечную доброту. Память о нем она будет бережно хранить всегда, в трудные минуты мысленно советоваться с ним, вспоминать его мудрые наставления. Арев была за многое благодарна отцу, ему была обязана первыми серьезными успехами, а главное – Варпет Григор научил дочь ценить и беречь духовное богатство армянского народа.

В творческой биографии Арев Багдасарян есть особая страница, связанная с ее деятельностью в годы Великой Отечественной войны. Она почти полностью совпадает с началом ее артистической деятельности в Армянской филармонии.

В феврале 1944 года она вновь едет со своим ансамблем на фронт, где в течение месяца выступает в Керчи с концертами для бойцов 89-й армянской Таманской дивизии, вдохновляя их своими веселыми и жизнерадостными песнями на новые подвиги и внушая им веру в победу. Следует отметить, что это была единственная из 20-ти национальных дивизий, которая позднее участвовала в штурме Берлина и с честью справилась с поставленной задачей.

Дорога на фронт была нелегкой. После долгого пути она пересела с поезда в плоскодонный катер для переправы по морю. Едва ли возможно забыть соленые брызги морской воды, фонтаны от взрывов снарядов по обе стороны катера, дымовую завесу, заслоняющую прицельный огонь противника, небольшой жетон, предназначенный для оповещения в случае возможной ее гибели при переправе. Затем военный грузовик, дорога под обстрелом, гибель капитана Геодакяна, которому было приказано сопровождать ее в пути.

Командир 89-й армянской Таманской дивизии Нвер Сафарян в своих воспоминаниях писал: «Во время боев за Керчь к нам приехала группа артистов из Армении под руководством теперь уже народной артистки Армении, искусной исполнительницы народных песен и танцев Арев Багдасарян. Надо было видеть, какой восторг вызвала эта весть». Он и сам был этим очень взволнован, но особенно его растрогало то, что в составе группы на фронт прибыли женщины.

Как пишет Н.Эльяш в книге «Балет народов СССР», уже само появление женщины «среди грохота орудий, взрывов снарядов, на фоне пылающего города воодушевляло бойцов и укрепляло в них веру в победу».

Заботы по организации концертов были возложены на майора Каро Сергеевича Авакяна. Он внимательно следил, чтобы для артистов были созданы все необходимые условия. У самой переправы через пролив была сооружена импровизированная сцена, а сценическое освещение осуществляли сами бойцы с помощью автомобильных фар и карманных фонариков. Когда Арев увидела это, она остро ощутила, как нужна она этим людям.

Каро Авакян рассказал Арев, что до войны он окончил Батумскую театральную студию и многие годы выступал в драматическом театре этого города, Арев как-то сразу поверила в этого боевого офицера. Казалось, она уже тогда разглядела в нем человека, с которым можно связать свою жизнь.

В своей книге «Боевая 89-я» Г.Даллакян описывает, как неожиданное появление ансамбля А.Багдасарян перед бойцами и командирами, долгое время находившимися в боях, под огнем противника, и слышавшими только рев моторов и взрывы снарядов, «заставило их на мгновение забыть о боях и снова увидеть дым родного очага и вспоминать родных».

Каждый номер встречали бурными аплодисментами. Здесь оказались самые благодарные, самые восторженные зрители.

Фронтовая газета писала: «Вся дивизия полюбила Арев Багдасарян». Бойцы уходили после концерта прямо в бой, унося с собой ее песни. Но одну песню она повторяла из концерта в концерт. Это была очень популярная в те дни песня «Кавказский привет» Артемия Айвазяна: «За Кавказ мы поднимаем чаши и сердца соединяем наши...» И когда она пела: «Не уроним мы кавказской чести, мы до самой смерти будем вместе!», песню подхватывали бойцы. То, как Багдасарян исполняла эту песню, на каком эмоциональном накале она держала ее от первого до последнего такта, необычайно воодушевляло слушателей. Эта песня, словно тонкий камертон, настраивала бойцов дивизии на новые подвиги.

Поэт Аршалуйс Сароян, который тогда был на фронте, под впечатлением от выступлений Арев Багдасарян даже посвятил ей стихотворение.

По завершении концертов Нвер Сафарян так и доложил правительству Армении: «Вся группа артистов работала в условиях непрерывного артиллерийского обстрела и действия авиации противника».

Через два дня после отъезда артистов на Родину дивизия освободила город Керчь. Выступая по этому поводу в газете «Красный воин», командир дивизии Нвер Сафарян отмечал: «Битву мы выиграли. Керчь была освобождена. Не стану утверждать, что в этом были «повинны» наши земляки-артисты, но то обстоятельство, что их выступления были очень своевременными и во многом способствовали поднятию боевого духа бойцов в победе над врагом, вне всяких сомнений. Так искусство на фронте помогало побеждать».

Возвращаясь с фронта, группа Арев вынуждена была задержаться на станции Лозовая, так как движение поездов на Закавказском направлении в тот период оказалось отрезанным. Об этих днях она всегда рассказывала с волнением и особой гордостью, считая их одними из самых значительных в своей биографии. «Здесь на станции стоял санитарный поезд с ранеными бойцами из сорока вагонов. Наше решение выступать перед ними было совершенно естественным. Стоял удушливый запах ран, лекарств и крови. Многие тихо стонали. Но, видя, как на измученных, а порой обезображенных от ран лицах бойцов появлялись улыбки, мы окрылялись и были готовы выступать непрерывно. Скрывая от окружающих подступавший к горлу комок и наворачивающиеся слезы, я не могла равнодушно смотреть на солдат, которые пытались аплодировать ногами об пол, если были лишены обеих рук, хлопать здоровой рукой по гипсу больной или по колену, если не было второй руки. Часто я надевала яркие сценические костюмы, чтобы утешить не только их сердце, но и взор. По вечерам мы валились в постель, как мертвые, совершенно без сил от физического и психического напряжения, чтобы следующим утром продолжать наши концерты на колесах».

Когда Арев вернулась с фронта, грудь ее украшали высокие правительственные награды, которые она носила с гордостью. Но как самую дорогую награду она свято хранила благодарственное письмо начальника военного санитарного поезда, написанное на пожелтевшем листке.

Блистательной победой советского народа увенчалась Великая Отечественная война. Арев перешла к мирному созидательному труду, освежая и обогащая свой репертуар с каждым концертом.

В 1946 году судьба вновь сводит ее с Каро. Глубокое чувство уважения к людям в военной форме, возникшее у Арев на фронте, видимо, послужило причиной того, что она довольно быстро согласилась выйти за него замуж. Это чувство она пронесла через всю свою жизнь. Впоследствии именно по ее инициативе ее сын поступил в суворовское военное училище, а позднее она настояла на том, чтобы и внук последовал этому примеру. Ее авторитет был непререкаем, и детям даже в голову не приходило ослушаться или спорить с нею. Давать концерты для военнослужащих всегда ей доставляло удовольствие. И ей было абсолютно неважно, где предстояло перед ними выступать: в воинской части или в военном городке, на корабле или на пограничной заставе, в концертном зале или просто на открытой площадке.

В этом же году она переходит в джаз-оркестр Армении по приглашению его руководителя композитора Артемия Айвазяна, где работает вплоть до 1948 года.

Айвазян стремился утвердить национальное лицо оркестра и старался привлечь к этому все молодые способные силы. А Арев прельщала перспектива показать себя за пределами республики, во время гастролей коллектива джаза.

Свою артистическую деятельность она начала с танца, что-что, а танец всегда был у нее в крови. Однако с переходом в коллектив джаза она открывает новую страницу своего творчества – отказывается от танца как самоцели, соединяя его с песней и образом.

Вот что пишет послевоенная пресса о творчестве Арев в ту пору, когда она выступала в Государственном джазе Армении: «В программе есть номера, которые определенно удались. Хорошее впечатление производит новая солистка джаза Арев Багдасарян, с теплотой исполнившая известные всем песни «Ашуг ем», «Зангезур», отрывки из музыкальной комедии «Аршин малалан». Артистка танцует легко, пластично и непринужденно. Она демонстрирует высокохудожественное исполнение каждого исполняемого номера и тонкую, образцовую игру, и программа джаза очень выигрывает благодаря ее выступлению».

Уместно отметить, что в составе армянского джаза в этот период выступали Рашид Бейбутов и братья Ордояны.

Уже тогда становится ясно, что главными средствами выражения певицы являются мимика и жест. Свой песенно-танцевальный репертуар Арев Багдасарян стремится расширять песнями и танцами народов мира.

С джаз-оркестром Арев побывала во многих республиках Союза, повсюду оставляя о себе добрую славу.

Тринадцатого марта 1947 года у Арев родился сын. По выходе из больницы, когда, осунувшаяся после тяжелых родов, она передала ребенка отцу, тот, затаив дыхание, бережно прижал спящего сына к груди. От прикосновения незнакомых рук ребенок открыл глаза и, как показалось счастливому отцу, улыбнулся. Но уже через секунду раздался громкий плач, заставивший перепуганного Каро возвратить малыша матери. Над именем особо не мудрствовали и, выбрав среднее между Каро и Арев, назвали его Кареном.

Постоянные творческие поиски со временем точно определят место и характер деятельности Арев Багдасарян. После некоторого перерыва, связанного с рождением сына, в 1948 году она уже сама организовывает ансамбль народных инструментов, с которым выступает почти до последних дней своей жизни. С момента создания ансамбль привлекал слушателей своим высоким профессиональным уровнем, разнообразным репертуаром и виртуозными сольными исполнениями.

Перед певицей уже открылся тот путь, по которому ей предстояло идти в искусстве. Тонкий художественный вкус и врожденный артистизм, развивавшиеся по мере накопления сценического опыта, требовали создания цельной профессиональной программы.

Первая такая программа была создана после войны под руководством мастера вокала Эммы Цатурян. Предоставим слово ей: «Глядя на сольные концерты Арев Багдасарян, нетрудно было понять, что на музыкальном горизонте Армении взошла новая одаренная звезда. Изумлял и восхищал тот беспрецедентный прием, который оказывали ей везде, – в городах, поселках, селах. Ей аплодировали все сословия, ее равно принимали и рабочие, и интеллигенция. Необычайно высоким было ее исполнительское мастерство, которое она преподносила с безграничным артистизмом и обаянием. Арев обладала безупречным вкусом – вкусом художника, музыканта, артиста.

Когда мне предложили подготовить для нее программу, я была дирижером-руководителем в Государственной капелле Армении. Предложение я приняла без колебаний, хотя для этого и выделялось мало времени. Мою работу облегчила исключительная дисциплинированность Арев Григорьевны, ее одухотворенность, преданность и, конечно же, высокая музыкальность и любовь к искусству исполнения.

Первым делом в меру своих возможностей я принялась «обогащать» вокальные данные Багдасарян: добиваться гибкости и чувствительности гортани, расширять диапазон ее голоса от меццо до высоких тональностей. Это была тяжелая и трудоемкая работа. Мы занимались днями и ночами. Одновременно с балетмейстером Эдуардом Манукяном мы объездили почти все районы республики. Я занималась аранжировкой песен с учетом вокальных возможностей артистки».

Одновременно Арев берется за расширение своего репертуара за счет сюжетных песен. Это было естественно, так как только таким способом она могла проявить свои артистические данные, воплотить в жизнь давнее стремление к созданию галереи характеров и образов. Актрису с образным мышлением не могли удовлетворить песенные штампы и беспредметные лирические излияния. В этом ей неоценимую помощь оказывает искусствовед Ваган Арутюнян.

Дадим слово ему, он, вероятно, лучше расскажет о ходе их совместной работы: «Я начал писать песни для Арев в конце 40-х годов. И писал не только потому, что мы были друзьями, что я был горячим поклонником ее искусства, полного энергии, в высшей степени непосредственного и выразительного, насыщенного благоухающим ароматом земли. Писал, потому что искусство Арев, в котором слову предоставлено большое место, всегда гармонировало с моими мыслями о создании сюжетных песен с самобытной формой и содержанием. Поэтому я с большим удовольствием писал для Арев, а видя и слыша ее исполнение, вновь и вновь убеждался в правильности избранного принципа», – говорил он.

Расширение диапазона и гибкости голоса, с одной стороны, и включение в репертуар сюжетных песен – с другой, – дали ей возможность обратиться к мелосу других народов, легко осваивать разнообразие их мелодических форм, разнообразить свой репертуар и сделать его содержательнее.

Ее первый профессиональный концерт в 1948 году прошел с большим успехом, это было совершенно новое качество, и все отметили изменения, наступившие в творческой жизни артистки.

Арев Багдасарян всегда высоко ценила работу Эммы Цатурян, не забывая отмечать, что благодаря ей она отшлифовала свое вокальное искусство.

В октябре 1948 года Арев была приглашена для съемок в кинокартине «Девушка Араратской долины». В этом фильме она должна была в сопровождении вновь созданного ансамбля исполнить две народные песни: «Веснянка» и «Зангезур». Однако из-за болезни малолетнего сына она вынуждена была съемки прекратить.

В 1949 году несравненная певица, народная артистка СССР Айкануш Даниелян, известная своей критичностью, просмотрела программу Арев Багдасарян, и вот каково было ее мнение: «Какие у нее выразительные руки, выразительное лицо и обаяние. Я получила большое удовольствие. Если сейчас скажут «восточная песня и танец», я представлю себе только Арев Багдасарян, точно так же, как если говорят «тар», я никого, кроме Сейраняна, не могу себе вообразить. Мы не стыдясь можем показать Арев Багдасарян и ее ансамбль всему Союзу».

Так и случилось. В 1951 году Арев приглашают в Москву для участия в совместной концертной программе мастеров отечественного искусства и зарубежных стран в эстрадном театре «Эрмитаж». Программу концерта ведут непревзойденные мастера художественного слова Тимошенко и Березин, известные как Штепсель и Тарапунька. Нетрудно представить, какая ответственность была возложена на артистов, если учесть, что эти концерты были организованы по инициативе Сталина, который вместе с членами политбюро присутствовал на их открытии.

Выступления Арев, очевидно, произвели сильное впечатление на московского зрителя, так как во время этих гастролей ее пригласили на съемки первого всесоюзного телевизионного концерта. Она исполнила несколько песен и танец «Лела» («Тюльпан»). Снималась также Майя Плисецкая. Балерина, одной из особенностей бесподобного мастерства которой являются «поющие» руки, не скрыла своего восхищения танцем Арев. Так что Айкануш Даниелян была совершенно права.

По завершении гастролей в Москве Союз художников Армении получил заказ на изготовление портрета Багдасарян и ее скульптуры. За эту работу взялись два наших известных мастера – Арпеник Налбандян и Тереза Мирзоян. Они работали одновременно. Арев позировала в костюме «Нахшун баджи», А.Налбандян рисовала ее портрет во весь рост, а Т.Мирзоян лепила скульптуру. Работы оказались довольно интересными. По словам Терезы Гайковны Мирзоян, «они сначала демонстрировались на ВДНХ, в Москве, а затем были возвращены в Армению».

Портрет Арев был помещен в кинотеатре «Москва», где долгие годы привлекал внимание зрителей своей красочностью, а ее бронзовая скульптура заняла достойное место в Национальной галерее Армении. Парадоксально, но позднее обе эти прекрасные работы бесследно исчезли.

В те годы, когда Арев Багдасарян делала свои первые шаги на армянской сцене, искусствовед Карен Калантар в статье, опубликованной в республиканской газете «Коммунист» от 7 апреля 1952 года, дал Арев Багдасарян высокую оценку, которая и в дальнейшем не утратила своей актуальности. «Наибольшее количество номеров в программе принадлежит Арев Багдасарян. Она успешно совмещает песни, танцы и сценическую игру. Зрителя подкупают в ее искусстве богатство и яркость красок, разнообразие приемов, свежесть и темпераментность исполнения. С первого же своего появления на эстраде артистка овладевает вниманием зрителя. Он с интересом следит за тем, как, умело используя артистические возможности, Арев Багдасарян раскрывает содержание народного танца, песни... Арев Багдарсарян обладает хорошими вокальными данными. У нее небольшой, но приятный по тембру голос, ясная и доходчивая дикция, пение отличается четкостью и чистотой интонаций...» В те годы это аргументированное мнение, несомненно, было для Арев очень важной поддержкой.

А между тем в 1955 году под руководством заслуженной артистки РСФСР и Белорусской ССР известной исполнительницы песен народов СССР и зарубежных стран Ирмы Петровны Яунзем Арев вновь берется за расширение своей программы. В ней появляются новые танцы и песни – русские, украинские, среднеазиатские, уйгурские, индийские, китайские и многие другие. Результатом этой работы явилось окончательное и полное утверждение интернационального искусства Арев Багдасарян.

В этом же году Указом Президиума Верховного Совета Армянской ССР от 6 августа ей присваивается звание Заслуженной артистки Армянской ССР.

(Продолжение следует)

Фотографии из личного архива Карена Авакяна

Сирануш Хачатуровна Багдасарян (Аручева), мать Арев

Григорий Погосович Багдасарян, отец Арев

Арев Багдасарян - участница художественной самодеятельности (1929 г.)

Арев Багдасарян (в центре) в Керчи. Справа от нее командир 89-й армянской Таманской дивизии генерал-майор Нвер Сафарян (1944 г.)

Исполняя песню «Апаранский обычай»

Исполняя армянскую песню «Я ашуг»

Исполняя песню «Зангезур»


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 29.07.11 12:04