Инициативы

Эйна Эста

Галерея мира
(О создании коллекции для Музея Живописи НКР)

Умножая года, все сильнее задумываешься о пути пройденном и на этом пути совершенном… Зная о конечности земного, в конце концов, начинаешь понимать, что Смерть – лишь обстоятельство Жизни, но вовсе не ее конец. Потому что продляется человек в Памяти! Но можно ли измерить человеческую память в общих мерах?

Габриэлянц Григорий Аркадьевич… Уважаемый человек, много за долгую свою жизнь сделавший доброго и полезного – и для отдельных людей, и для страны, на развалинах которой мы живем нынче…

Один из отломившихся кусочков некогда великой Державы – маленькая горная республика Нагорный Карабах. Габриэлянц никогда там не жил, но с ним всегда дедов завет – «не забывай, мы – карабахцы!». Зов ли крови – его ныне пристрастное внимание к бытию небольшого кусочка земли, истерзанного войнами и межнациональными распрями, к людям, упрямо любящим свою, зацепившуюся за горы, солнцем и бедами обожженную родину, уже в X в. именовавшуюся княжеством Хаченским?.. Сколько времени эти люди потратили на сохранение своего Дома, сколько жизней положили! Они неистребимо берегут свою историю и хранят свою самобытность.

Г.А.Габриэлянц мудрый человек, а значит, хочет мира и процветания родине своих предков. Условность государственности необходима измученной земле, не могут люди жить на действующем вулкане. Он говорит – чтобы стать государством, нужно прежде всего хотеть мира, а тогда особенное значение приобретают культура и просвещение.

Конечно, бывая в Нагорном Карабахе, профессор Габриэлянц видел, в каком состоянии находится республика, видел усилия и простых, и образованных людей по сохранению национального достояния и преумножению, несмотря ни на что, культурного богатства. Его мысль – «если обладать властными полномочиями, то можно что-то изменить. Если нет – остается меценатство». В его понимании Меценатство и есть часть просвещения, акт культурного образования. И в этом смысле само уже слово кажется тесным для выражения высокого мотива, движения души.

Г.А.Габриэлянц придумал и воплотил (говорит – сделал) «Памятник оставленным могилам» – для тех живых, кто по разным причинам не может коснуться земли упокоения своих ушедших близких. Здесь души тех ушедших и их живых потомков встречаются, скорбь уходит, стихает боль и люди – живут, наполненные светлым смыслом Памяти.

Память может иметь материальное воплощение.

Габриэлянц видел в Степанакерте зал хороших художников-карабахцев. Это – родное, свое, кровное для этой маленькой страны. Вот маленький город, а в нем уже есть музей, своя картинная галерея. И пришла мысль – карабахцы достойны большего, значит, нужны картины и художников всего мира. Будут видеть, будут знать, что они – часть этого мира, часть целого, а, значит, не одни со своей жизнью, проблемами и стремлениями!

Жена и единомышленница Г.А.Габриэлянца (недавно ушедшая) – дочь художника А.Горчакова. Живопись вошла в жизнь Габриэлянца очень рано и с тех пор восхищала, трогала душу, будоражила мысль. Много было собрано картин для себя, много подарено. Поэтому, задумывая этот беспрецедентный Акт – создание картинной галереи на родине предков – профессор хотел, чтобы эти картины были восприняты прежде всего как живопись. Чтобы люди радовались, чтобы художники осознавали уровень. Просвещались!

Его идея нашла быстрый и живой отклик в среде сначала близких знакомых и друзей, а теперь картины присылают уже с других континентов. Габриэлянц хотел с самого начала вовлечь общество в эту Акцию, и, кто знает, может ей суждено стать первой в истинно Общественном движении – человека к человеку, народа к народу, государства к государству. А когда люди стремятся навстречу с дарами в ладонях, камни выпадают из-за пазух, да и класть их туда становится незачем… И воплотится тогда еще одно убеждение Г.А.Габриэлянца – «общественное сильнее личного»!

Григорий Аркадьевич говорит: «Я страшно люблю делать подарки и когда радуются!». Мощь души с таким зарядом действенного добра уже заразила многих и, дай Бог, эта «зараза» окажется непреодолимой!

Конечно, армянские художники и коллекционеры откликнулись первыми. Среди коллекционеров – прежде всего сам Габриэлянц, подаривший 21 работу, Самвел Оганесян – 20 картин, Валентин Багирянц – 18, Геворк Затикян – 17, профессор Евгений Попов – 7. Сергей Авакян, Юрий Григорян, Нерсес Ерицян (Москва), Наринэ Золян (Ереван), Спартак Арутюнян (Минск) передали в дар нарождающейся галерее свои работы. Особенно отметим усилия заслуженного художника Армении Мартироса Бадаляна, который очень эффективно помог в сборе картин в Ереване. Картины идут из-за рубежа – работы американских, французских, монгольских, эфиопских и, непременно, русских художников. И ряд этот незавершен и неожидан в своей географии, но един в своем порыве – художники отдают лучшие свои работы, даже те, с которыми не хотели расставаться. К выходу журнала уже было собрано около двухсот картин. И это только начало...

Пейзажи разных стран, улицы разных городов, палитры красок разных народов – тематическое разнообразие было, в том числе, еще одной задумкой профессора Габриэлянца как часть того же просвещения.

Бесконечность различий тем, стилей, национальных колоритов, временных периодов совпали в точке пространства, которую создал страстью своей души Г.А.Габриэлянц. И эта реальная точка добра, зримо пока находясь в Москве, на территории, удаленной географически от места, ей предназначенного, силой вложенных в нее чувств и мудрой мысли, уже работает на связь людей и государств, распространяя вокруг себя мир, добрую волю и красоту.

«Чем меньше времени остается, тем больше хочется создать». Есть люди, которые не понимают этого никогда, есть, которые приходят к этому по жизни, а есть такие, как профессор Габриэлянц, которые несут это в себе с рождения и всегда стремятся успеть! Именно их усилиями никогда не ослабнет звенящая нить Памяти и поэтому наш мир будет жить.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 26.03.11 10:08