Камни Армении

Валерий Сейранян

Армянский камень*

* Печатается с любезного разрешения автора по тексту книги: В.Б.Сейранян «Армянские самоцветы» (Ереван, «Айастан», 1987, 80 стр., тираж – 5000 экз).

Лазурит (ляпис-лазурь) – красивый синий камень, является одним из интереснейших самоцветов в археологии и истории Востока. По выражению А.Е.Ферсмана, лазурит «проходит в течение семи тысяч лет через всю историю человеческой культуры». Он воспет древними египтянами («лазурит – камень неба») и греками («он подобен небесному своду, усыпанному звездами»). В Египте жуки-скарабеи и другие изделия из лазурита обнаружены в захоронениях IV тысячелетия до н. э. Верховные жрецы этой страны на груди носили маленькую статуэтку богини истины и права Маат из синего камня. Лазурит использовали для украшений и поделок жители Ассирии, Вавилона, Армении, долины Инда. Как эмблему и символ власти носили шарики из лазурита на головных уборах мандарины Древнего Китая.

В античной Греции и Риме этот камень применяли для инкрустаций, вырезывания фигурок богов и животных, изготовления амулетов, чаш, печатей, а растирая его в порошок в смеси с воском и маслом, получали стойкую ярко-синюю «лазурную» краску – ультрамарин. Эллины посвящали лазурит богине Афродите. Этому камню приписывали способность укреплять зрение, облегчать дыхание, излечивать эпилепсию и желтуху.

Благодаря красивой окраске и способности принимать хорошую полировку «камень неба» и в наши дни считается первоклассным материалом для изготовления всевозможных украшений, поделок, декоративных изделий.

Однако сравнительно мало кому известно, что в те далекие времена с историей лазурита тесно переплеталась история другого синего самоцвета – «армянского камня» (или «арминакуна»), о котором сохранились лишь скудные отрывочные данные.

Об армянской лазури (ультрамарине) впервые упоминает Марк Витрувий Поллнон, автор знаменитого трактата «Об архитектуре» (I в. до н. э.): «За суриком идут краски: хризоколла (малахитовая), пурпур, армянская лазурь (ультрамарин). Все эти краски, когда они наводятся, производят на глаз ослепительный эффект». При этом Витрувий подчеркивает: «Что касается армянской лазури и индийской синевы (индиго), то самими своими названиями они указывают на свои месторождения».

Другое раннее упоминание об армянском камне принадлежит римскому историку Плинию Старшему (23 – 79 г.): «Синий камень, посылаемый из Армении, назывался «armenium» или «petra аrmеnа». В качестве лечебного средства армянский камень был известен историку и врачу из Малой Азии Диоскориду (I в. н. э.), который сообщал, что «lapis armenius» «гладкий, небесно-голубого цвета, блестящий, легко распадается». Знаком он был и греческим врачам Аэцию (VI в.) и Александру Траллийскому (VI - VIIвв.); последний рекомендовал этот камень для лечения «четырехдневной лихорадки». Более подробные сведения сообщает среднеазиатский ученый-энциклопедист ал-Бируни (X – XI вв.) в трактате «Собрание сведений для познания драгоценностей»: «Лазурит («лазавард») по-румийски называется арминакун; слово это образовано наподобие прилагательного от слова Армения, ибо армянский камень, дающий облегчение при меланхолии, похож на него: Лазурит вывозится в Аравию из Армении, в Хорасан и Ирак – из Бадахшана...» «Лазурит, – отмечает далее этот автор, – в виде цельного куска имеет цвет индиго, иногда склоняется к черноте, а на поверхности отшлифованных и отполированных его кусков в большинстве случаев видим золотые звезды наподобие пылинок».

Об армянском камне упоминают средневековые философы и врачи – Абу-Мансур, Ибн-Сина (Авиценна) и др. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина (X – XI вв.), в частности, пишет: «Есть такие лекарства, которые промывают для того, чтобы их покинуло (какое-либо) нежелательное свойство. Так, например, усиленно промывают «армянский камень» и ляпис-лазурь, пока не покинет свойство вызывать тошноту». По данным этого знаменитого ученого, армянский камень («ходжар армини») употребляют также красильщики и резчики вместо ляпис-лазури. С X в. армянский камень фигурирует практически во всех арабских фармакопеях.

В средневековой армянской медицине арминакун являлся одним из излюбленных лечебных средств против различного рода «лихорадок». Выдающийся средневековый врач Мхитар Гераци (XII в.) включал армянский камень и лазурит в состав «пилюлей айрлич», которые помогают «при болезнях головы, глаз, костей и удаляют излишки влаги из головы и всего тела».

Краткую характеристику армянского камня приводит иранский историк и географ Хамдаллах Казвишг (XIII – XIV вв.): «Армянский камень бывает цвета лазурита и гранатового. После промывки его применяют для окраски вместо настоящего лазурита».

Арминакун часто фигурирует в медицинском словаре лекарственных веществ «Ненужное для неучей» армянского врача Амирдовлата Амасиеци (XV в). Амирдовлат сообщает, что армянский камень бывает двух видов: «один – похож на лазурит, другой – темно-красный, и если взять в руки, то он кажется жирным».

К истории армянского камня обращался известный востоковед, член-корреспондент Российской Академии наук К.П.Патканян (1833 – 1889 гг.). В специальном исследовании армянской средневековой рукописи о драгоценных камнях, он, в частности, пишет: «Название армянского камня дано ему, вероятно, вследствие того, что армянские купцы долгое время занимались его торговлей и доставляли его из отдаленных стран Азии в Европу». Заметим, что этот автор там же оговаривается: «Впрочем, известный сорт лазурика (лазурита. – В.С.) добывался в самой Армении».

Об арминакуне упоминает в своей работе «Цвета минералов» (1936 г.) А.Е.Ферсман: «...медные районы Армении и Закавказья уже давно должны были обратить на себя внимание цветными камнями: малахитом или хризоколлой, бирюзой или армянским камнем». Что касается бирюзы, то это замечательное предвидение А.Е.Ферсмана сбылось: в 1974 г. в Северной Армении, вблизи с. Техут, автором (Валерием Сейраняном. – прим. ред.) выявлено месторождение этого красивого минерала, часто называемого «легендарным камнем Востока».

А.Е.Ферсман в «Очерках по истории камня» повторяет версию К.П.Патканяна о происхождении арминакуна: «...Армянские купцы долгое время торговали лазуритом, доставляя его в Европу» и «развивает» ее: «Вероятно, поэтому лазурит нередко назывался, наравне с синими соединениями меди, армянским камнем».

Трудно сказать, почему возникло это необоснованное суждение, но тем не менее его поддержали, в частности, А.М.Белемницкий и Г.Г.Леммлейн (1963 г.), которые писали по этому поводу: «... лазурит обычно фальсифицировался азуритом – медной синью, так называемым армянским камнем».

Изложенное выше заключает несколько вопросов:
– являлся ли армянский камень древним коммерческим названием лазурита, некогда транзитом перевозимого через Армению, или же его добывали в самой Армении;
– являлся ли арминакун лазуритом, разновидностью лазурита или это другой самоцвет, по внешним признакам сходный с лазуритом.

Что касается возможности фальсифицировать лазурит «синими соединениями меди», то для этого, естественно, нужен в первую очередь сам азурит. Отметим, что ни в исторической Армении, ни в современной не известны сколько-нибудь значительные залежи азурита. Возможность ввоза этого минерала в Армению издалека (месторождения азурита известны во Франции, на Синае, в Заире и др.) с целью «фальсификации лазурита» представляется нереальной. Поэтому эта точка зрения не заслуживает более подробного рассмотрения.

В качестве косвенного свидетельства в пользу добычи «арминакуна» в пределах средневековой Армении могут привлекаться:
– упоминание древнегреческого историка Дионисия Периегета (I в.) в переводе К.Гана (1884 г.): «...в их стране (армян. – В.С.) добывается дорогой камень, из которого вырезывают и приготовляют печати (или перстни)»;
– древнеегипетские надписи, которые утверждают, что в эпоху XIX династии лазурит в Древний Египет (Ханаан) поступал из «страны бога и Нахарины»; под названием Нахарина («Страна рек»), древние египтяне и ассирийцы подразумевали южную часть Армянского нагорья;
– упоминание Витрувия о наличии в Армении «своего» месторождения лазуревого камня;
– ссылка ал-Бируни о вывозе армянского камня в Аравию из Армении, в то время как в Хорасан и Ирак лазурит поставляется из Бадахшана;
– ссылка Н.Щеглова (1824 г.) о добыче лазурита в Анатолии.

В «Книге историй» Аракела Даврижеци (XII в.) названы пункты добычи лазурита: «Рудники лазурита находятся в Бадахшане. Встречаются эти камни также в Каше, но они поддельны. Те, которые находятся в домах, – все из Каша. В Шамишаге (?) есть темноватый камень, который пилят на куски и продают за лазурит, но он не выдерживает огня. Бадахшанский же может 10 дней пробыть в огне, не теряя цвета, так как он настоящий драгоценный камень».

Местонахождения Бадахшана и Каша известны. Бадахшанское месторождение Сары-Санг расположено в Афганистане: оно на протяжении многих тысячелетий и по настоящее время является основным поставщиком на мировой рынок высококачественной ляпис-лазури. Название Каш, свидетельствует иранский историк Рашид ад-Дин (XIII – XIV вв.), в те далекие времена относилось к стране Тангут. Согласно В.Г.Гафурову, Каш (или Кеш) соответствует современному «Шахрисабз».

Из приведенных А.Даврижеци пунктов остается один Шамишаг (?). Просмотр имеющихся в Матенадаране рукописей «Книги истории» (№ 1663 – 1665) и в их числе микрофильма рукописи, хранящейся в Вене (№ 1162), дает форму (Шамишаид).

Анализ литературы, посвященной... географическим названиям исторической Армении, осуществленный автором при содействии академика АН Арм. ССР С.Т.Еремяна, показал, что название Шамишаг соответствует древнему армянскому городу Шамшату. В более ранней топонимике Шамшат соответствует Аршамашату – столице древнеармянской области Цопк (Софены), расположенной примерно в 30–35 км к востоку от Харберда. Развалины Аршамашата, по мнению Я.А.Манандяна, следует искать в районе между Харпутом и Балу (на территории современной Турции).

Что же тогда минералогически представлял собой «арминакун»? Чтобы решить это, следует прежде всего рассмотреть основные диагностические свойства самого лазурита.

Лазурит относится к содалитовой группе минералов – силикатов, объединяющей содалит, нозеан, гельвин и гаюин; богатая серой разновидность последнего выделена под названием лазурит. Минералы содалитовой группы весьма сходны между собой не только по кристаллохимическим особенностям, но и физическим свойствам. Очень разнообразен их цвет, который варьирует от бесцветного или белого до серого, желтого, зеленого, бурого, розового или очень характерного голубого, синего и индигово-синего.

Голубая и синяя разновидности минералов этой группы в природных условиях без примеси других минералов встречаются крайне редко. Поэтому было предложено (Боэций де Боот, XVII в.) назвать породу, которая содержит лазурит или гаюин, «ляпис-лазурью».

В Афганистане, как отмечалось, главном поставщике высококачественной «бадахшанской» ляпис-лазури, наиболее высоко ценились индигово-синие разновидности – «нили», меньше – небесно-синие и голубые – «асмани» и еще меньше – зеленовато-синие – «суфси».

Говоря о цвете ляпис-лазури, следует привести удивительно точное, поэтизированное описание этого камня, данное А.Е.Ферсманом: «Лазурит – камень, то горящий ярким синим огнем, то бледно-голубой до бирюзы, то сплошной однородной синей окраски, то с красивым узором сизых или белых пятен, переплетающихся и сливающихся в пестрый и разнообразный узор. В бадахшанском лазурите многочисленными точками рассыпаны включения золотистого колчедана, подобного звездам на темном фоне южного неба; в камнях же с берегов холодного Байкала переливаются все окраски от темно-зеленой до густо-малиновой».

Согласно Г.Гюриху (1902 г.), в прибайкальской ляпис-лазури, обладающей по сравнению с бадахшанской более сильным блеском и большей просвечиваемостью, «кроме синего наблюдаются также цвета фиолетовый, темно-зеленый и светло-розовый. Встречаются куски с матовой темно-синей наружной коркой и красной блестящей внутренностью».*

* В 1979 году в горах Сан-Габриэль (Калифорния, США) открыто месторождение лазурита «глубокой красно-фиолетовой окраски».

Нетрудно определить, что армянский камень но цвету и, в частности, по «гранатовой» окраске больше схож с прибайкальской ляпис-лазурью.

Анализ материалов, собранных на месторождениях Прибайкалья, позволил выяснить весьма интересную их особенность. Оказалось, что в некоторых из них наряду с лазуритом содержатся сплошные массы другого минерала – главколита (глауколита), очень близкого к лазуриту по химическому составу, структуре и практически неотличимого от него по цвету. По данным проф. П.В.Калинина, ляпис-лазурь имеет ярко-синий цвет, иногда с фиолетовым, красноватым и зеленоватым оттенком, связанным с замещением лазурита другими минеральными видами – главколитом и др. И все же по одному признаку главколит резко отличается от лазурита: после прокаливания он обесцвечивается – и при этом необратимо! Как показали эксперименты, в отдельных условиях обжига окраску главколита можно разрушить буквально в течение нескольких часов.

В то же время образцы «бадахшанской» и памирской (из Ляджвардаринского месторождения) ляпис-лазури не теряют своей окраски даже при длительном обжиге в условиях 1000 – 1200°С.

Таким образом, арминакун – это дорогой «темноватый камень», из которого вырезали и приготовляли печати или перстни (Дионисий Периегет); был он «цвета лазурита или гранатового» (X.Казвини) и от «бадахшанскои» ляпис-лазури отличался более «темным тоном окраски», а также тем, что «не выдерживал огня» (А.Даврижеци). Добывали его в Армении, вблизи Аршамашата. В форме «пиленых кусков» (А.Даврижеци) этот камень вывозили из Армении в Европу (Плинии Старший) и Аравию (ал-Бируни). «После промывки его применяли для окраски» (X.Казвини), а также в качестве широко известного лечебного средства (Диоскорид, Аэций, Александр Траллийский, Мхитар Гераци, Амирдовлат Амасиеци и др.).

Мы не знаем, сохранились ли до наших дней образцы армянского камня. Можно предполагать, что от «бадахшанской» ляпис-лазури, признанной в те далекие века за эталон, он отличался существенно главколитовым или лазурит-главколнтовым составом, т. е. был близок к некоторым разновидностям прибайкальской ляпис-лазури, лучшие образцы которой по красоте не уступают «бадахшанской».

Возрождению доброго имени армянского камня – «арминакуна» – несомненно будут способствовать его новые находки в пределах Советской Армении.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 03.08.11 13:14