Художники Армении

Марина Степанян

Вычитывая смысл происходящего
(О творчестве художника Юрия Хачаняна)

Художник, если он предан своей профессии, на протяжении всей жизни пишет свою духовную биографию средствами и языком своего искусства. Любое событие или жизненное состояние переживается им в постоянном стремлении проникновения в суть происходящего. Это сопровождает художника всегда: и когда он только начинает формироваться, набираясь жизненного опыта, и в зрелом возрасте, когда убеждается, что жизненный опыт – понятие относительное и непостоянное. Для настоящего художника вычитывать смысл происходяшего вокруг, отзываться на него делается все труднее, но и интереснее. Такое претворение действительности для художника – его постоянная задача, которая реализуется в холстах.

Такие образно наполненные работы скопились в мастерской Юрия Хачаняна, живописца, окончившего Художественно-театральный институт в 1969 году и успевшего поработать реставратором в Государственной картинной галерее Армении, дизайнером в АФНИИТЭ (Армянский филиал Научно-исследовательского института технической эстетики), театральным художником в театрах Аштарака, Ленинакана, Еревана. Он оформил много постановок из классического и современного репертуара и в своих работах никогда не позволял себе слишком субъективных интерпретаций, особенно в случае драматургических шедевров, стремясь осмыслить их изнутри, без всяких «постцивилизационных» и ультранынешних средств, привносимых извне.

Проводя все свое время в мастерской, Юра Хачанян постоянно ощущает желание выговориться, проявляя свой собственный голос, свои чувства, возникающие от знакомства с драматургической классикой. И здесь он дает волю своему – нет, не воображению, а пониманию той «картины жизни», что предстает перед нами в произведениях таких гениев, как Шекспир или Шиллер. Тут мы становимся свидетелями его эмоциональных рассуждений о жизни, рассказанной великими драматургами, и о жизни сегодняшней, с большим интересом наблюдаем и попытки художника взаимоувязать эти «жизни» и переосмыслить их.

То ли жестокие импульсы сегодняшней эпохи, то ли мотивы или образы классических произведений, а скорее всего, все это вместе, дополненное содержательностью личности самого художника, выводится и оформляется смело и свободно в его произведениях – и в композициях, и в портретах, и в натюрмортах, и в пейзажах. Сначала образы облекаются в некую смутную форму, полную таинственной загадочности. Невнятная лепка красочной массы лишь усиливает ощущение того, что на наших глазах идет живое динамичное действие в некой среде, полной звуков, музыки несущихся облаков, горных обвалов и разрушительных порывов ветра.

Для художника главное – передать в этом сплаве владеющие им настроения.

Хачаняновские композиции исполнены особой энергии, которая прячется в приемах и манере его письма. В красочных и линейных волнах и наплывах зарождаются образы, еще не определившиеся, не ставшие явлением, способные либо исчезнуть, не получив определенного имени, либо продолжить превращения в некой среде, полной таких же недооформившихся смыслов и последствий. Этот интригующий динамичный процесс будит воображение. И вот уже мы выхватываем «кирпичики» возможных будущих сюжетов.

Художник ничего не обещает, но мы уже спешим, опережая самого автора, увидеть драму в этих скользящих навстречу друг другу фигурах. Что они замышляют, куда бегут, в какой среде развивается действие? В радости или в ярости несутся они, чуть касаясь земли, и тени едва поспевают за ними. В другой работе эта композиция плавно превращается в мирную уличную сценку или городской пейзаж, где возбужденный язык художника изображает дома, словно прогибающиеся под тяжестью какой-то нагрузки... В этих «как бы» и «словно» и кроется особенность живописи Хачаняна, где всегда настроение господствует над повествованием. Художник не открывает тайны, а лишь приближается к ней. Ему свойственна устойчивая нелюбовь к законченности, которую он акцентирует вполне сознательно – иначе не сможет передать многообразие увиденного, еще не успевшего стать осмысленным.

Атака этих впечатлений заставляет художника торопливо набрасывать все новые и новые композиции. И все они о людях, об их состояниях, которые выражаются подвижной, живописной фактурой, которая оборачивается то почвой, то воздухом, то небом – словом, средой, где они пребывают, средой изменчивой, ненадежной, опасной. Когда мы видим плачущего царя Саула, а рядом страдающего над своей лирой Давида, нам понятна нервность, извилистость, хаотическая сплетенность линий, из которых пытаются высвободиться фигуры героев. Но густая сеть линий плотно окутывает их, пытаясь заглушить трепещущую мелодию.

Хачаняновские натюрморты – это своеобразные бесконтурные предметы или их фрагменты. Среда, обволакивающая яблоки, бутылки, чашки, коробки, пытается поглотить их, растворить в себе. В итоге композиция превращается в облачно-клубящуюся массу, где хозяйничает разрушительное время.

Портреты Хачаняна всегда смотрят на нас, вглядываются в нас удивленным, горячим взглядом, как-то по-детски пытаясь рассмотреть или высмотреть сквозь тревожную неустойчивость зашифрованный в ней смысл. В отдельных местах Хачанян переходит к откровенной патетике, патетике фарса, которая заставляет вспомнить Домье, но с еще большим акцентом на гротеск, полный веселья или ужаса...

Такие чувства возникают при знакомстве с работами Юрия Хачаняна, которые рождаются в тиши его мастерской, где художник живет и работает, пытаясь передать в живописи те предчувствия, радости и сомнения, которые распылены в калейдоскопе и суматохе нашего существования.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 16.07.11 22:23