Впечатления

Елена Широкова-Тамбовцева

Долгая дорога к армянскому храму, или Экскурсия по Евпатории
(Диптих)

* * *
Шум волны, кипариса шишка,
краб весёлый, слегка хромой,
санаторная чудо-книжка1 –
это всё, что везу домой
из Гёзлёвского поселенья2,
Каламитского миража3...
Дождь накроет осенней тенью
солнце летнего куража.
Унесётся “Трамвай желаний”4,
громыхая и хохоча,
в город южных воспоминаний
из ракушечного кирпича.
И заблудится моя память
в лабиринте кривых дорог.
Но граната взметнётся пламя
средь мечетей и синагог5.
И минуя турецкие бани6,
крымских дервишей древний приют7,
в караимском кафе “Каламане”8
я отведаю несколько блюд.
Отдохну на восточном диване
в тихом дворике под тутой9
и у бывшего дома Дувана10
я нырну в переулок крутой...

* * *
Есть три храма святых в Евпатории.
К ним ведут три пути – три дороги.
Два – отлично видны с акватории,
словно горные в небе отроги.
Сотню лет, песне чаек вторя,
с колокольни стекают реки
перезвонов: стоит у моря
храм Ильи, что воздвигли греки.
Два других городских собора
носят имя одно и то же:
русский храм украшает город,
но армянского он моложе.
Православный собор построен
в форме правильного октагона.
Есть внутри его три престола,
главный купол над ним – корона.
В память Крымской войны заложен
этот символ евпаторийский.
Он из местного камня сложен,
но устроен, как византийский.
Храм армянский отметит скоро
двести лет. Он хранил в сраженьях
и в разрухе, что видел город,
в камне высеченное изображенье –
крест, который зовут “Хачкаром”,
в обрамленье цветов и листьев.
Сохранился хачкар недаром:
он помог этой церкви выстоять.
Возродили армяне церковь,
отслужили молебен в храме.
На армянском подворье, в центре
Евпатории, будто в раме
из старинных домов, увитых
к солнцу тянушимся виноградом,
восстановлена и умыта,
церковь снова предстала взгляду...
Николая Святого имя
носят храмы – большой и малый.
Пусть сияют кресты над ними,
чтобы в Мире светлее стало!

Сентябрь 2010 г. Евпатория–Москва.

1 Санаторная чудо-книжка – в санатории “Победа” (г. Евпатория), куда приехали ветераны из дымной Москвы, каждому была выдана санаторная книжка, которая служила пропуском в помещения санатория, водо- и грязелечебницы, медицинского центра, столовой и пляжа.
2 Гёзлёвское поселенье – вскоре после османского завоевания Крыма, на рубеже XV–XVI веков, на месте современной Евпатории был основан город Гёзлёв, порт Крымского ханства. Название города переводится с татарского как “дом с глазом”.
3 Каламитский мираж – город Евпатория расположен в 64 км к северо-западу от Симферополя на берегу Каламитского залива Чёрного моря.
4 “Трамвай желаний” – в городе есть экскурсионный маршрут трамвая – “Трамвай желаний”, который проходит по старой части Евпатории, по её набережной и по курортной зоне.
5 В Евпатории сохранились мечети (в том числе мечеть Джума-Джами – “пятничная мечеть” – заложена в 1564 г., а также мечеть Шукурла-Эфенди – конец XVIII века) и синагоги (в т.ч. синагога Егия-Канай – “Ремесленная” – построена в 1912 г.)
6 и 7 – туристический маршрут по старой Евпатории проходит мимо уникального историко-архитектурного комплекса – текие (обитель) дервишей, а также мимо бывших турецких бань (построены в XVI веке).
8 Караимские кенасы (молельный дом) – один из самых ярких памятников архитектуры Евпатории. Караимы – немногочисленная народность, представители которой исповедуют иудаизм караитского толка. Они почитают как священную книгу Тору, но отвергают авторитет Талмуда. По одной из версий, предками их были тюркоязычные хазары, появившиеся в Крыму в VIII – IX веках. По другой – это представители альтернативного течения в иудаизме, осевшие в Крыму только в ХIII веке.
9 Тута – шелковица.
10 С.Э.Дуван – бывший градоначальник, благодаря стараниям которого в начале ХХ века город получил театр, порт, канализацию, водопровод, электричество. В Евпатории одна из улиц названа его именем, ему поставлен памятник.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 02.08.11 12:24