События

Валентина Тшиньска

К итогам Конгресса МАТК в Ереване

В июньской атмосфере дышащего зноем Еревана, по приглашению Министерства культуры и руководства Союза театральных деятелей Республики Армения, состоялся в этом году 25 Конгресс Международной ассоциации театральных критиков (AICT – International Association of Theatre Critics), в котором приняли участие критики и театроведы из 22 стран, а сопровождал его международный семинар «Новое определение женственности в современном театре». Конгресс принял «Кодекс практики критика», или этическую декларацию объединения, выбрал новое руководство и определил планы на будущее. Председателем Ассоциации вновь стал Юн-Чеол Ким (Южная Корея), а генеральным секретарем – уже в шестой раз – Мишель Вэ (Канада). В состав Исполнительного комитета вошли представители 10 секций, в том числе Томаш Милковский, председатель польской секции, избранный в этот коллектив четвертый раз подряд. Польскую секцию МАТК, кроме председателя, представляла автор этих строк как член Правления секции и делегат, а также профессор Анджей Журовский, почетный заместитель председателя МАТК, который из рук Министра культуры Республики Армении принял медаль за заслуги в области культуры (А.Журовский несколько лет ведет программу Шекспировского фестиваля в Ереване). Делегаты приняли проект созыва следующего Конгресса в 2012 г. в Варшаве – это будет уже четвертый «польский» Конгресс в более чем полувековой истории Ассоциации, и третий – в Варшаве. Мы надеемся приветствовать на нем также театральных критиков Армении, которые, собственно, прилагают усилия по созданию армянской секции МАТК.

Теперь о более интересных делах. Как обычно, Конгресс сопровождался показом ведущих спектаклей театров принимающей страны, что позволяло каждому участнику посмотреть около десяти представлений (по два в день) в ереванских театрах, в основном – к сожалению – без кондиционера! Не смотря на существенное затруднение – 40 градусов в тени – мы ничего из предложенного нам не пропускали и с уважением склоняли вспотевшие головы, поскольку театр там действительно хороший, а порой и на высоком уровне, о чем, кстати, два года назад свидетельствовал показанный на гданьском Шекспировском фестивале «Макбет» Ереванского драматического театра им. Г.Капланяна. В этом году (2–8. 08.) Армения – снова гость гданьского фестиваля, на этот раз с «Вечерей трех волхвов» /(ang. Twelfth Night, or What You Will), постановщик – Yervand Khazanchyan, Musical Comedy Theatre/.

По предыдущим поездкам в эту отдаленную закавказскую страну я знаю, что его жители уделяют Шекспиру особое внимание, и рядом с традиционными армянскими именами, такими как Гаянэ или Армен, можно здесь обнаружить часто встречающихся Джульетт, Офелий, Дездемон и самые разные мужские шекспировские имена. Еще несколько лет назад это не слишком отражалось на артистическом мастерстве, и, насколько я помню, запах кулис был изрядно застоявшимся. Сегодня это уже не так, и я бы охотно рекомендовала самым требовательным зрителям здешний «Визит пожилой дамы» Дюрренматта (Национальный академический театр им. Сундукяна) или «Трехгрошовую оперу» Брехта (Городской театр «Хамазгайн») с танцевально- и вокально одаренным, актерски зрелым Аво Халатяном (Мэкки-Нож) и толпой пляшущих и поющих студентов тамошней театральной школы. Брехта вообще играют в Армении так, как и в Италии, то есть довольно много. Играют также – в том числе в кукольных театрах – Гоголя. Но и Аристофана, разумеется – Уильяма Сарояна (как известно, у него были армянские корни), а также пьесы собственных классиков и современных авторов. У последних велик патриотический заряд, так как у Армении – с 1991 г. относящейся к Содружеству Независимых Государств – таких спокойных соседей, как Польша, к сожалению, нет: только за время моего пребывания на границе с Азербайджаном погибло более десятка солдат, отношения с Турцией с 1915 г. (уничтожение армян в 1915 – 1916 гг., называемое геноцидом) по традиции плохие, с остальными соседями – Грузией и Ираном – складываются также по-разному. Может быть, поэтому от разгоряченных жарой и пылом эмоций театральных подмостков так часто здесь веет тоской по добру, спокойствию и счастливому концу? Как, например, в «Повестях в поезде»1 – поставленных по Сарояну в Театре Генриха Маляна, или очаровательной, романтичной «Ophelia Shadow Theatre» с замечательно включенными элементами традиционного «театра теней». Импонировало нам также оформление, современное оснащение, симпатичная выставка кукол и спектакль по «Шинели» Гоголя «Ак. Ак.», виденный нами в Городском театре кукол им. Х.Туманяна, которым уже, пожалуй, лет 15 руководит Рубен Бабаян.

1 «Повесть в поезде» – анг. заглавие постановки «Train Stoires».

Что нас особенно удивило? Фонтаны – и зарплаты людей театра. Если говорить о фонтанах, то в первые дни мы думали, что все они сломаны. Когда однажды, выйдя после оперы («Ануш» А.Тиграняна), мы отказались от поданного гостеприимными хозяевами транспорта, мы обнаружили, что ереванские фонтаны начинают работать в сумерках: чудесно подсвеченные, некоторые танцуют и играют. И вот тогда город вдруг оживает, с гор веет живительным ветром, люди собираются в кафе под открытым небом, и этот обычай мы стали разделять с ними каждый день по выходе из театра.

А вот с театральными зарплатами дело обстоит хуже, чем где-либо еще: директор столичного театра – 250 долларов, актер – от 130 до 180. Цены на билеты: постоянные и не превышающие 2 долларов. Конечно, в Ереване (около миллиона жителей) хорошие актеры могут как-то увеличить эти ничтожные доходы, в том числе благодаря участию в телевизионной продукции. В провинции самый лучший актер лишен такого шанса. Не может быть также и речи, чтобы какой-нибудь театр отважился подумать о приглашении к сотрудничеству режиссера или сценографа извне: кто согласится на подобные ставки? Надежной компенсацией является тот факт, что здешние театры много ездят по миру: армянская диаспора в Европе и обеих Америках многочисленна (более 10 миллионов), часто весьма состоятельна и – при верности своим корням – требовательна. Может быть, это способствует тому, что ереванские театры большими скачками устремляются за тенденциями мирового театра, чем пользуется отечественная публика.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 22.07.11 17:07