История

Арсен Мелик-Шахназаров

«Маленький кавказский Париж»

Какой встретила начало XX века столица Нагорного Карабаха? Об этом ниже – факты, статистические данные, а также живые воспоминания очевидцев.

Ещё в 1896 году один из знатных горожан Татевос Тамирянц (Тамиров) провел в город водопроводную линию длиной 18 км. В западной возвышенной части был сооружен резервуар (сохранившийся и по сей день), а на улицах города, в обоих секторах, было построено более 20 каменных водоразборных сооружений. Тифлисская газета «Кавказ» сообщала: «8 сентября в присутствии большой толпы городские власти весьма торжественно приветствовали Тамирянца, на средства которого построен водопровод, принёсший в город животворную воду горных родников»1.

То есть к концу XIX века, проблема питьевой воды в городе была, наконец, решена.

До сих пор в Шуше сохранились некоторые из водоразборных родников, построенных после пуска водопровода Тамирянца. Один из них – Верин-ахпюр2 находился рядом с Реальным училищем, на уличной мостовой. Он представляет собой квадратный в плане водоем (размеры 6,5 на 6,5 м) с типичным для армянских малых архитектурных форм решением. В центральной аркообразной нише поверх крана высечено: «Этот родник… построили братья Мирза и Семеон Аракеляны в вечную память о покойных незабвенных родителях Аракеле и Елизавете. 1899 г.».

Другой родник – Неркин-ахпюр3 находится ниже того места, где когда-то стояла церковь Агулецоц, на разделе армянской и мусульманской частей города. Сохранился и водоразборный кран-родник в татарской части города, названный «Натаван» по имени дочери последнего хана, чей дом находился неподалеку.

К концу XIX века в армянском секторе существовала разветвлённая цепь подземной канализации, магистральные линии которой проходили через мусульманский сектор города по открытым каналам и уходили в ущелье…

Население города росло быстрыми темпами и по переписи 1897 года составляло: 25881 человек; из них – армян 14345 человек (55,3%), татар – 10809 человек (41,7%), русских и других – 734 человека (3%).

Территория города активно расширялась, в основном, за счёт западной, армянской части. Число домов в конце 1880-х годов достигло 57794. В начале XX века западная часть города представляла собой, – о чём можно судить по сохранившимся фотографиям тех лет, – вполне европейский город, по стилю своему очень напоминавший разбросанные в швейцарских Альпах многочисленные города и городки.

К этому времени в армянском секторе, занимающем около 65% территории города, сложилось восемнадцать кварталов. Площадь Топхана стала центром общественной жизни города. В центре стоял красивый киоск, в котором продавали воду, рядом с ним находились общественные весы. По периметру были сооружены торговые ряды. Такими же рядами по обеим сторонам была застроена магистраль, ведущая от площади к кварталу Агулецоц. В районе Топханы находились городские клубы.

«Центральный квартал пересекали три большие мощёные улицы. На театральной улице находился армянский театр, в верхней части улицы Агулецоц была церковь Казанчецоц, а в нижней – церковь Агулецоц. На улице Пости5 находились почта-телеграф и банк. Кроме этого, в Центральном квартале было более 400 жилых домов, сотни магазинов, мастерских ремесленников, а также множество производственных и общественных зданий. Застройка верхней части города шла по определённому градостроительному принципу – с прямыми улицами и подчёркнутыми общественными центрами. Эта часть города-крепости характеризуется регулярной планировкой и взаимоперпендикулярной сетью улиц. По этим направлениям и помещены жилые, коммунальные, учебные и административные здания»6.

По образному выражению Мариетты Шагинян, армянская часть Шуши «послужила как бы европейским придатком к азиатскому городу, давшим ему экономическую базу и разросшимся значительно больше него»7.

Не случайно, многие современники называли Шушу начала XX века «маленьким кавказским Парижем».

Вид на центральную часть Шуши.
На переднем плане – театр Хандамирова.
Фото до 1905 года

В это же время в Восточном, мусульманском, секторе сложилось семнадцать кварталов, хотя территория его застройки почти не расширилась. На участке между Елизаветпольскими воротами и бывшей ханской резиденцией ещё в 1859 году был разбит бульвар в 100 саженей в длину и 20 саженей в ширину8.

В 1876 году закончилось строительство дороги Шуша–Герусы (Горис) длиной 89,5 верст. Благодаря этой дороге, которая напрямую связывала восточное Закавказье с Нахичеванью и Эриванью (Ереваном), ещё более возросло стратегическое значение города.

Однако в конце века усиливается влияние Баку: именно там находятся многообещающие нефтеносные скважины, и поэтому этот город начал затмевать славу Шуши. Многие богатые предприниматели покидали город и перебирались в Баку. Шуша, оторванная от магистральных железных дорог, начала быстро терять своё былое значение в Закавказье.

Но, несмотря на умаление значения города, Шуша продолжала оставаться одним из крупнейших торгово-экономических и культурных центров Закавказья, так как в отличие от многих других городов ремёсла и торговля продолжали оставаться единственными источниками дохода её жителей. На территории Восточной, или Русской Армении она была единственным городом, полностью оторванным от сельскохозяйственных занятий (в отличие, например, от Эривани или Нахичевани, жители которых активно занимались садоводством и виноградарством, что и придавало этим городам вид очень больших сёл).

Будучи одним из уездных городов Елисаветпольской губернии, основанной в 1867 году, Шуша уже в то время стала торгово-снабженческим центром всего Арцаха и Зангезура. По сведениям казенной палаты, торговые обороты достигли 3 млн. рублей по курсу того времени.

«Шушинские торговцы, пользовавшиеся большим кредитом у фабричных складов в Москве, Баку и в др. местах не без содействия родственных и иных связей с банковскими и биржевыми деятелями, развернули в своём городе обширную оптовую и розничную торговлю, связавшись с сетью мелких частноторговых пунктов не только Шушинского и Джеванширского, но и Зангезурского, и Елизаветпольского уездов. В Шуше же сконцентрировались главные агентуры по скупке местного сырья и переотправке его на российские заводы и фабрики»9.

К началу XX века население Шуши достигло 33187 человек10.

В городе находилось восемьсот торговых заведений, около 570 различных мастерских, небольших производственных точек, фабрик, цехов. Среди них выделялась ковроткацкая фабрика на 120 рабочих мест, основанная в 1906 – 1907 гг. на общественных началах по инициативе известных в городе дам-благотворительниц. Создание фабрики преследовало гуманную цель: дать работу и средства к существованию женщинам, потерявшим мужей во время армянских погромов и последующих боёв в городе в 1905 году. Ежегодно на фабрике производилось 600 – 700 высококачественных ковров, большая часть которых шла на экспорт.

По данным, приведённым в «Кавказском календаре на 1915 год» (Тифлис, 1914), в 1914 году в Шуше проживало 42,1 тысяч человек, из коих армян было 22 тысячи (более 52%).

Накануне 1917 г. в Шуше проживало 43869 человек, из них 23396 составляли армяне (53%) и 19121 – татары (44%)11.

Сегодня в это трудно поверить, но в начале XX века, накануне Первой мировой войны, Шуша являлась третьим по численности населения городом в Закавказье, уступая по этому показателю лишь Тифлису и Баку. И опережая тогдашние Эривань (Ереван), Александрополь (Гюмри), Елисаветполь (Гандзак-Гянджа), Карс, Батум, Кутаис, Шемаху, Нуху и прочие города закавказских губерний!

…В 1891 году Н.Хандамирянц построил в Шуше театр рядом с церковью Казанчецоц. Это великолепное здание было практически полностью разгромлено местными татарами и уничтожено пожаром летом 1905 года во время спровоцированных царскими властями армянских погромов, вылившихся затем в кровопролитные столкновения с применением оружия между армянами и мусульманами.

В 1902 году была построена первая городская больница на 46 коек, построенная на средства и принадлежавшая Джамгарянам, – одному из богатейших семейств Шуши. До того времени существовала (с 1876 г.) лишь больница на 20 коек при тюрьме. А первая аптека в городе была открыта в 1857 году.

В этот же период было построено здание Мариинской женской гимназии и другие крупные строения. Большинство зданий строилось по проектам известных тогда архитекторов-шушинцев: Симона Тер-Акопяна, Маргара Карагезьянца, Арменака Гондаксазьяна и других.

Одним из крупных, – если не крупнейшим общественным зданием Шуши стало большое, из нескольких соединённых друг с другом корпусов, трёхэтажное здание реального училища. Училище, как уже говорилось выше, было открыто ещё в 1881 году, но со временем старое здание стало недостаточно вместительным. Поэтому в 1901 – 1908 гг. в несколько этапов было построено новое, просторное здание.

На фасаде этого в целом сохранившегося и по сей день здания высечена надпись, свидетельствующая, что построено оно было на капитал, пожертвованный почётным гражданином города Григорием Мартыновичем Аракеловым.

По мнению Шагена Мкртчяна, автора вышеупомянутой и ряда других работ по историко-архитектурному наследию Нагорного Карабаха, «здание реального училища своими архитектурными достоинствами, объемно-пространственным и целесообразным функциональным решением не имеет себе равного во всем городе».

Одна из центральных площадей Шуши.
На втором плане – здание городской управы

Говоря об образовательных учреждениях Шуши, следует вспомнить, что ещё в 1827 году миссионерами Базельского Евангелического общества в Шуше была учреждена школа для армянских детей.

К 1836 году в городе уже существовали школа при армянском Девичьем монастыре и армянское училище12.

В 1838 году в городе была открыта армянская Шушинская епархиальная школа, которая впоследствии находилась в просветительских контактах со многими учебными учреждениями России и зарубежья. Так, при праздновании в 1913 году 75-й годовщины Шушинской епархиальной школы, управление Тартуского университета направило телеграмму, в которой выражалось пожелание достигнуть «ещё больших успехов в будущем этому сеятелю духовного света в пользу армянского народа и во славу процветания дорогой всем нам России».

В 1864 году было учреждено женское училище Пресвятой Богородицы Мариам. В 1875 году открыто городское училище, в 1881 году – Реальное училище, ставшее главным центром просвещения в Шуше; в 1894 г. – гимназия Мариам Гукасян для благородных девиц.

Как видим, образовательный потенциал армянской Шуши был по тем временам достаточно силён. Стоит отметить, что многие выпускники реального училища легко поступали в престижные университеты России и зарубежной Европы. Тем более, что проживание и учёба во многих университетах европейских стран были тогда существенно ниже, чем, скажем, обучение в Петербургском или Московском университетах. А особых проблем с выездом за границу России в те времена, ясное дело, не было.

Примера ради скажем, что, лишь по известным автору этой книги данным, в конце XIX века сразу несколько человек из рода Мелик-Шахназаровых закончили европейские университеты. Так, прадед автора Самсон Овсепович учился в Лозанне, а его двоюродный брат Константин Герасимович (Карапетович) – в городе Монпелье, во Франции.

Дед автора этой книги, Зарэ Самсонович Мелик-Шахназаров, родившийся и выросший в Шуше, много и подробно рассказывал о городе своего детства и ранней юности. Рассказывал часто с болью, ибо того города, в котором он вырос, не стало за какие-то несколько дней марта 1920-го. Вот отрывок из его воспоминаний о Шуше, в свое время не вошедший в небольшую мемуарную книгу деда «Записки карабахского солдата», рассказывающую о событиях в Нагорном Карабахе в 1918 – 1920 гг.

«В Шуше имелись: зимний клуб, летний клуб с его знаменитым цветником, театр Хандамиряна, зимние кинотеатры «Биоскоп» и «Американка», летний кинотеатр на бульваре – филиал «Американки».

За входной вертушкой располагался Большой бульвар с многолетними декоративными деревьями. По бокам аллей стояли широкие скамейки, которые каждой весной красились в зеленый цвет. Там же имелся скейтинг-ринг, то есть каток, как их тогда практически повсеместно называли в России на английский манер. Зимой катались по льду на коньках и ледянках, летом – на роликовых коньках; вход на каток был бесплатным.

До трети территории Большого бульвара занимало летнее здание городского Общественного собрания (Летний клуб) с расположенным рядом цветником, в котором росли многочисленные виды цветов, привезённых из разных стран мира.

Рядом со входом в цветник из разных живых цветов, по преимуществу роз, были сплетены три большие буквы: Ш.О.С., то есть «Шушинское Общественное собрание». Буквы были примерно в полтора метра высотой и 60 сантиметров шириной каждая.

Летнее здание Общественного Собрания Шуши.
Фото начала ХХ века

В верхней правой части цветника имелись спортплощадки для взрослых, юношей и детей с различными снарядами, гигантскими шагами, а также детские площадки с качелями, песком, игрушками, совками, ведрышками, лопаточками и т.п.

Периодически устраивались соревнования для взрослых и юношей по сокольской гимнастике и другим увлекательным видам спорта. Участниками по сокольской гимнастике на 90 процентов были из числа приезжей молодежи, так как этот вид спорта только-только начал культивироваться в Шуше, зато соревнования по боксу и борьбе регулярно проводились в городе с 1911 года.

Для детей младшего и школьного возрастов в праздничные дни также устраивались всякого рода соревнования и игры. Однако ровно в семь вечера звук специального гонга оповещал: «Дети – домой!»

Справа от выхода из цветника на бульвар имелся большой фонтан, в воде которого барахтались медвежата, всегда привлекавшие внимание детей. И после удара гонга дети с шумом и криками бежали к фонтану поглазеть на резвившихся в его бассейне животных.

При выходе из бульварной вертушки впереди и чуть левее стояло большое деревянное помещение летнего кинотеатра, филиала «Американки».

В летнем клубе часто устраивались вечера, балы-маскарады для взрослых, театральные представления, включая танцы как армянские, так и западные. Все это сопровождалось музыкой или народных музыкантов – дудукистов, кеманчистов или духового и струнного оркестров. Все они руководились Ованесом Айрапетовичем Ионесяном.

Иногда с родителями и старшей сестрой я также бывал на вечеринках и балах-маскарадах, смотрел на армянские горские танцы, что исполнялись на носках, танцевала молодёжь. Хорошо помню молодую, красивую и статную девушку, которая ловко и хорошо танцевала; она была одета в костюм, сшитый из чёрных и белых семечек. Она привлекла внимание всей публики, которая пристально следила за каждым её движением и обсуждала необыкновенный костюм. По окончании выступления по рупору сообщили, что эта девушка должна подняться на сцену большого зала и дождаться жюри. Она поднялась на сцену, народ стал требовать снять маску и сказать, как её зовут, но она этого не сделала, пока не явилось жюри из трёх женщин. Одна из них держала двумя руками большой приз, другая – громадный букет цветов, а третья – альбом с грамотой. Когда члены жюри подошли, подали руки и поздравили с победой, девушка в необычном костюме сняла маску и представилась как Анаит, а фамилии её я так и не услышал из-за грома оркестра. Я до того был удивлен платьем этой девушки, что после того, как она спустилась со сцены, я подошёл и тихо коснулся его, убедившись, что оно действительно было сделано из семечек.

Молодёжные вечера проводились также в большом зале Реального училища в воскресные дни. Танцевали также народные и европейские танцы, причем участвовали в вечерах не только учащиеся Реального училища, но и других школ и учебных заведений города. В вечерах участвовало человек по 150 - 200 молодежи, играли оркестры Реального училища и Духовной семинарии. Во время танцев команды давались на армянском, русском и французском языках; помню, по-французски командовала мадмуазель Жаннетта.

В танцах вкруговую танцевали по 50 – 60 человек.

В Реальном училище было свыше 600 учеников-армян и лишь от 5 до 8 мальчиков-мусульман из числа сыновей богачей-татар.

«У ханов и беев считалось постыдным читать и писать – это было уделом бедняков», – свидетельствовал современник, немецкий исследователь Гакстгаузен13.

В мусульманской или татарской части города при мечети имелась лишь подготовительная школа для мальчиков; образование для девушек не было предусмотрено, хотя у состоятельных родителей-татар было принято обучать дочерей на дому, куда приходили учителя-муллы. Подавляющее большинство девушек-мусульманок никакого, даже начального, образования не получали. При этом независимо от образования все они ходили в чадрах. Школы для девочек-татарок открылись уже в советское время, кажется, в 1928 году после провозглашения лозунга «Долой чадру!»

Зато богачи из мусульманской части города были постоянными гостями Летнего и Зимнего клубов, расположенных в верхней, армянской части Шуши. Там они увлеченно играли в карты за круглыми зелёными столами, ведь азартные игры по исламским законам формально были запрещены, и в нижней, татарской части города не могло быть подобных заведений. Впрочем, как не было там ни театра, ни кинотеатра.

Помнится, на одном из вечеров в общественном собрании артист исполнял куплеты, в которых, в том числе, высмеивалось пристрастие богатых мусульман к карточным играм.

Эти куплеты, исполнявшиеся на смеси армянского и русского, мы приведем ниже <...> в русском переводе:

* * *
Летний клуб, Реальное (училище)
Скоро придет железная дорога.
Подымись же, наш Шуши,
Куда пойдешь – привет от души.

* * *
И здесь, и там по ночам,
Играют в карты богачи
Не интересен (им) наш театр,
Имеет прелесть стол зелёный!

Намек на пристрастие богачей-мусульман к «зелёному столу» достигался автором куплетов вводом тюркского слова в последнюю строку четверостишия…»

Здесь также надо пояснить, что, говоря о скором приходе в Шушу железной дороги, автор куплетов имел в виду уже начавшееся накануне Первой мировой войны строительство узкоколейной железнодорожной ветки Евлах-Шуша. Были построены почти все мосты и инженерные сооружения, здания вокзалов и остановок, проложены рельсы, начато пробное движение поездов и составов. Однако с началом Великой войны строительство было законсервировано. А в 1916 году рельсы и шпалы были разобраны и переданы в действующую Кавказскую армию для нужд строительства Эрзерумской железной дороги, которая была необходима для снабжения русских войск в занятых ими районах Турецкой (Западной) Армении.

Тем не менее, на многих картах Закавказья, в том числе и советского периода, довоенных, узкоколейная железная дорога Евлах–Шуша отмечена. По некоторым данным, во второй половине 1920-х годов эта железная дорога была восстановлена и по ней ходили маленькие паровозики, называемые в народе «кукушками». Так, в частности, один из дальних родственников, Гарик Исаевич Шахназаров, рассказывал автору, что именно на «кукушке» он со своим отцом в 1939 году добирался из Евлаха в Шушу, чтобы посетить развалины дедовского дома. Однако экономически дорога не могла окупиться, ибо город Шуша пребывал в разрушенном состоянии, и планы его восстановления были похоронены в бакинских ведомствах. А во время Великой Отечественной войны узкоколейку окончательно демонтировали. Сегодня о ней напоминают разве что отдельные развалины инженерных сооружений – мостов, насыпей по былому маршруту прохождения «железки».

Как уже говорилось выше, прадед автора книги, Самсон Осипович (Овсепович) Мелик-Шахназарянц, по окончании Шушинского реального училища поступил в Политехнический университет в Лозанне, где учился на инженера железнодорожных сооружений. Тогда Швейцария по праву считалась мировым лидером в строительстве железных дорог в горных условиях и первой страной, построившей высокогорную разветвлённую железнодорожную сеть. Потому и многие россияне проходили обучение в альпийской республике в преддверии реализации планов прокладки новых путей сообщения в горных регионах Российской империи.

Прадед участвовал в проектировании и строительстве узкоколейки Евлах-Шуша. Со слов моего деда, Зарэ Самсоновича Мелик-Шахназарова, Самсон Осипович говорил, что в течение нескольких лет после сдачи участка Евлах–Шуша с 1914 года должно было начаться осуществление проекта строительства узкоколейки по маршруту Шуша–Горис. Сегодня этот проект кажется фантастическим: настолько сложен гористый рельеф, со множеством подъемов и спусков, перевалов, перепадами высот и серпантином шоссе. Сегодня достаточно проехать по одной из лучших в Закавказье шоссейных автодорог Горис–Степанакерт, протяженностью в 60 км, построенной в конце 1990-х – начале 2000-х, в основном на средства зарубежной армянской диаспоры, чтобы оценить всю смелость замысла начала XX века. Но нет никаких сомнений в том, что в тех условиях проект был бы успешно осуществлён. Помешала разразившаяся летом 1914-го Первая мировая, а потом всё потонуло в хаосе большевистского переворота, распада Империи и турецко-германского вторжения в Закавказье после развала Кавказского фронта и поспешного ухода русской армии…

Но вернёмся, впрочем, к облику Шуши начала XX века. Вот ещё одно свидетельство о бурлящей городской жизни тех лет.

«Одним из феноменов Шуши, придававшим формально провинциальному, уездному городу почти что столичный блеск, был массовый наезд в летне-осенний период значительного количества «дачников», отдыхающих из самых разных мест империи, включая Санкт-Петербург, Москву, Тифлис и Баку.

Многие разбогатевшие выходцы из Шуши перенесли и расширили свой бизнес далеко за границы не только края, но вообще Кавказа. Но сколотившие состояние считали своим долгом построить себе добротный особняк в Шуше или окружающих её местах, куда и наезжали на период отпуска сами или, во всяком случае, куда отправляли на целый сезон своих домочадцев из шумных и промышленных столичных и губернских городов.

Этот наезд дачников, усиливавшийся с проведением бакинского участка закавказской железной дороги и с проложением шоссе от станции Евлах на Шушу, оживлял в летние месяцы Шушу и даже весь Карабах. К этому «слёту» Шуша-Евлахский почтовый перегон готовился, увеличивая свои перевозочные средства; сюда перекидывались и частные фаэтоны и фургоны из Тартара, Елисаветполя и даже Баку. Жизнь в Шуше получала отпечаток массового веселья, которое широкой волной разливалось по бульвару, общественному саду, на скалах над обрывами в городе и перекидывалось далеко по окрестностям в форме пикников, хождения на богомолье у Сарибекской святыни и кавалькад к ближайшим селениям. Вся эта масса отдыхающего, гуляющего люда вызывала на месте повышенное потребление продуктов и мануфактуры. Этот летний «слёт» карабахцев оставлял в Шуше и её окрестностях довольно большие денежные средства, живительно воздействуя на местную экономику. Ими, между прочим, и поддерживался в эмигрантах некоторый интерес к местной жизни, который они сохраняли и по отлёту назад, на места своей постоянной работы.

Влияние приезжих дачников на культурный облик Нагорного Карабаха в смысле внесения новых бытовых форм было достаточно велико. Конечно, двух, а иногда и трёхэтажные городские дома, костюмы дачников, свободные взаимоотношения мужчин и женщин в этой среде, распеваемые ими песни и наигрываемые мотивы, их художественные вкусы, забавы и т.д. не могли не внести переворота во внешнюю обстановку и быт коренных жителей не только «Крепости», но и ближайших окрестных селений и безусловно способствовали исчезновению здесь многих стародавних обычаев и традиционных верований. С другой стороны, большой слёт учащейся молодежи, в особенности университетской, освежил местную интеллигенцию притоком новых идей.

Дачники в летние месяцы придавали Шуше вид большого города, которого не имели более многолюдные города…»14

К сожалению, к началу в 1914 году Великой войны «маленькому кавказскому Парижу», как именовали город многие шушинцы, оставаться самим собой суждено было всего лишь несколько лет.

1 «Кавказ», 1896 г, № 249.
2 Арм. – «верхний родник».
3 Арм. – «нижний родник».
4 ЦГИА Арм. ССР, 319, оп. 1, ед. хр. 1. С. 52.
5 Почтовая – арм.
6 Мкртчян Шаген. Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха. Ереван, Айастан, 1988, с. 182.
7 Шагинян. М., Нагорный Карабах. М.-Л., 1927, с. 36.
8 ЦГИА Груз. ССР, фонд 8, оп. 1, ед. хр. 2254. С. 3.

9 Степан Лисициан, указ. соч., с. 74.
10 ЦГИА Арм. ССР, фонд 113, оп. 3, № 159. С. 2.
11 «Кавказский календарь» на 1917 год. Тифлис, 1916, с. 190 – 196.
12Обозрение Российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях. Ч. III. Санкт-Петербург. 1836, с. 310.
13 «Закавказский край». СПб, 1857, ч. 1, стр. 185. 14 Степан Лисициан, указ. соч., с. 75 – 76.


[На первую страницу]
Дата обновления информации: 10.10.11 17:36