Уршуля Козел

В галерее польских поэтесс XX века, которых мне удалось представить русскому читателю, не было Уршули Козел. Не по моей вине. Еще в середине семидесятых годов я перевела несколько ее стихотворений, но напечатать их – тогда не довелось: она была в «черном списке».

С Уршулей Козел я познакомилась в 1975-м в Варшаве, встречалась с ней там и позже, а в 1986-м заглянула и во Вроцлав, где она живет. В вечер нашего приезда она и Тадеуш Ружевич сидели с нами в артистическом кафе. В театральной среде Вроцлава она, как и Ружевич, — свой человек. С композицией по ее стихам «В ритме солнца» вроцлавский студенческий театр «Каламбур» вместе с автором объездил всю Европу, выступал в США и Канаде.

Первая книга Уршули Козел вышла в 1963-м.

Один из рецензентов назвал этот дебют «сенсационным». Сенсационность менее всего вяжется с ее именем. Скорее основательность. «Честная поэтическая работа», как выразился в статье о ней прекрасный польский критик Ежи Квятковский. Он назвал ее поэзию «по-крестьянски добросовестной».

Уршуля родилась в деревне. Отец и мать ее – сельские учителя. Отсюда с самого детства привычка и любовь к книге, приведшая в университет, на филологический. Поэзию ее, «деревенскую» поначалу, можно было бы определить и как «университетскую», если бы с этим не связывалось представление о некоторой узости, абстрактности, оторванности от «корней». Между тем первая ее книга – «В ритме корней». «Корни», «земля» (или даже «мать-земля») – вот ключевые слова, которыми оперировали критики, говоря о ее первых книгах. Есть это и в позднейших. Но в ее интеллектуальной, философской, зачастую не сразу поддающейся пониманиюпоэзиис «врожденным» почвенничеством давно уже неотделимо, органично срослось и знание: знание истории, этнографии, поэтики мифа <...>

Наталья Астафьева.

В журнале «Меценат и Мир» опубликовано.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Авторы»]
Дата обновления информации (Modify date): 26.01.10 12:36