Проблема

Михаил Чулаки

КЛАССИКИ СПАСУТ НАШУ КУЛЬТУРУ

Существует необходимый запас государственной прочности, запас народной самобытности, куда равным образом входят многие совершенно необходимые элементы — образование, культура, литература, искусство, то есть то, что принято называть духовной сферой. И невозможно предпочесть какую-то одну составляющую. Бессмысленно укреплять только одно звено в цепи — порвется любое, и никому не нужна вся остальная цепь. Книги необходимо издавать и продавать — в противном случае теряется смысл учительской работы прежде всего, да и врачам придется труднее тоже. Напомню только факт чисто статистический: падение тиражей и рост наркомании происходят в нашей стране одновременно и примерно с одинаковой скоростью. И это закономерно: книга помогает понять жизнь и примириться с действительностью, наркотики — на свой специфический лад — действуют в таком же плане.

Литературным журналам — «Звезде», «Неве» — стало крайне трудно. Подписные цены на будущий год объявлены, и повысить их уже невозможно. Да и бессмысленно: обедневшие читатели окончательно перестанут подписываться. А бумага в результате последнего кризиса вздорожала. Полиграфические услуги тоже неизбежно подскочат в цене.

Радикальный выход я вижу в том, чтобы решением государства объявить с десяток самых известных литературных журналов национальным достоянием — как объявлены таковыми некоторые театры и музеи. Ведь вся отечественная литература последних двух веков просто не состоялась бы в том виде, в каком мы ею гордимся, если бы не было журналов. Они сформировали школы и направления, воспитывали целые поколения.

Литературные журналы — вот чудо! — даже в наш жесткий расчетливый век совершенно не коммерциализировались, они печатают новинки исходя из чисто литературных критериев. Этим благородным делом занимается не один, а все их сообщество в целом. И они составляют истинную картину современной русской литературы. Если журналы перестанут выходить, это будет подобно тому, что закрылись бы государственные академические театры оперы и балета, а остались бы всевозможные варьете и ансамбли.

Толстые журналы — традиция русская, и хотя бы поэтому они заслуживают внимания и поддержки со стороны государства Российского.

Россия могла бы явить миру пример поддержки некоммерческих литературных журналов, их можно назвать академическими наравне с академическими театрами. Отказать в поддержке литературному журналу с полувековой историей почиталось бы всяким правительством делом таким же невозможным, как лишить дотации Большой театр, Мариинский, Малый...

Но есть и еще один вариант помощи изданиям. Отечественная литература прошлого не только воспитатель и созидатель общества российского, она способна спасти и культуру нынешнюю. Наших современников могли бы поддержать почившие классики. Вот как это можно сделать. Как известно, авторские гонорары выплачиваются наследникам в течение, как правило, двадцати пяти лет после смерти творца. Иногда этот срок продлевается до пятидесяти. Так или иначе, по прошествии законного времени произведения классиков (или даже просто популярных авторов) становятся общенациональным достоянием — гонорары за их использование не начисляются вообще. Но классическое наследие чисто условно можно называть общенациональным — на практике классики становятся достоянием издателей. Они и только они, издавая и переиздавая классиков, становятся их фактическими наследниками! Кроме того, существующий закон делает живых авторов менее конкурентоспособными: издатель вынужден платить живым. Мертвым же — нет. Мораль: выгоднее издавать и исполнять мертвых.

А вот в Италии догадались взимать гонорар и в пользу авторов почивших — направлять его в специальный фонд поддержки культуры. И культура, таким образом, получает значительные средства. Современную музыку и литературу в Италии, следовательно, поддерживают не только природные итальянцы — Данте, Верди, но и классики всех стран, коли они исполняются или издаются на Апеннинах. Итальянская культура живет отчасти и за счет Чайковского, и за счет Толстого.

Почему бы нам не последовать такому полезному примеру? Власти говорят, что на культуру и литературу в бюджете нет денег? А вот вам и деньги — и отнюдь не из бюджета! Надо только в Думе принять небольшие поправки в Закон об авторском праве, главная из которых могла бы выглядеть примерно так (п.2 ст.28): «Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом, но с обязательной выплатой авторского вознаграждения. При этом должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора». Далее правительство России утвердит порядок сбора этих денег и распределения их. Вероятно, лучше всего создать специальный фонд во главе с авторитетными деятелями культуры — и средства на поддержку театров, оркестров, тех же толстых журналов свободно потекут!

Еще один очевидный — и абсолютно небюджетный! — способ поддержки современной отечественной культуры: налоговый протекционизм. Почему-то защищать собственных товаропроизводителей считается само собой разумеющимся. И экономическая политика нового правительства, скорее всего, даже усилит протекционизм. А в политике культурной это не делается. Почему за прокат зарубежных фильмов не взимать более высокий налог, чем за прокат отечественных?! (И это при засилье американских боевиков!) Почему за издание переводной литературы не поступать аналогичным способом?! Можно учредить экспертный совет, который освобождал бы от импортного налога подлинных классиков XX века — таких, как Стейнбек или Маркес, но ведь в море переводной макулатуры и сами зарубежные классики тонут! И пошлины за прокат и издание зарубежной дешевки опять-таки пошли бы в фонд поддержки отечественной культуры.

Между прочим в Эстонии ныне возрожден еще довоенный закон, по которому на культуру идут отчисления от алкогольной и табачной торговли. Таким образом, духовная жизнь во многом поддерживается за счет эксплуатации порока. Предлагаемая мною мера — обложить протекционистским налогом иностранную литературную и кинодешевку — с моральной точки зрения куда менее уязвима.

Санкт-Петербург

Автор-писатель

Редакция «Литературных известий» поддерживает предложения, высказанные в статье Председателя Санкт-Петербургского отделения Союза Российских писателей Михаила Михайловича Чулаки.

Мы ждем от наших читателей откликов на эту статью и ваших предложений: как помочь российской культуре, как помочь изданию книг современных писателей.

Если вам есть что сказать — пишите!


Дата обновления информации: 17.07.99 09:49