Поэзия Италии

Ирина Баранчеева

Портрет художника в лучах сицилийского солнца

Нежное солнце обливало ласковым светом бледные, матовые, почти что «пепельные» оливы, росшие в больших глиняных горшках на террасе того римского отеля, где каждое утро, с неизменной пунктуальностью, ровно в девять часов, появлялся Марио Торнелло — сицилийский художник, поэт и писатель, уже больше сорока лет живущий в итальянской столице.

Жизнерадостный, с «вулканическим» (как охарактеризовал его один журналист) темпераментом. Во всём его облике есть что-то типично сицилийское, включая смуглый цвет лица, по-детски живые, лучащиеся глаза, в которых светится неизменный интерес ко всему новому, неизвестному, и удивительный артистизм, дополняемый отличным чувством юмора и обезоруживающей улыбкой. При этом невольно вспоминаются строки П.А.Муратова из «Образов Италии»: «Сицилийский характер полон сдерживаемых страстей, расположен к сосредоточенности и накоплению энергии, разрешающейся внезапным взрывом». Без сомнения, и эти качества присутствуют в артистической натуре Марио Торнелло, но только смягчённые, во-первых, его природной добротой, а во-вторых, мощной, всепоглощающей любовью к искусству и ко всему тому прекрасному, что могла родить его выжженная солнцем земля.

Поражает удивительная преданность художника Сицилии, её богатейшей культуре и древней истории, влюблённость в её образы и виды — то омываемые аквамариновым морем пустынные берега, а то залитые лавой вулканические пейзажи в их мучительной красоте.

Марио Торнелло родился в Палермо и провёл детские и юношеские годы в столице Сицилии, а также в расположенной неподалеку Багерии. Чувство Сицилии, впитанное им с молоком матери, пронизывает все грани его творчества. Сицилийские краски, запахи, звуки, легенды и сказания и даже смешение многих культур, характерное для острова, художник воспринял совершенно особенным образом и позже, преобразив силой своего воображения, попытался запечатлеть на своих полотнах... а потом и на листе бумаги.

Итальянский художественный критик Франческо Карбоне отмечает несколько этапов или ступеней творческого пути Марио Торнелло. Впервые появившиеся на его полотнах серные копи с их «магией запустения» сменились серией видов Монпарнаса, которые художник запечатлел во время недолгого пребывания в Париже, где учился живописи, и которые экспонировал, прежде чем вернуться в Италию, в галереях Цюриха и Лозанны.

Затем парижский цикл уступил место изображению каркасов рыбачьих лодок «в скрытых уголках тихих гаваней, наполовину засыпанных песком или перевёрнутых вверх дном, разъеденных солёным морским воздухом или с зияющими боками, разрушенных штормами и горячими ветрами, с погасшими лампами для ночного лова рыбы».

А затем появляется новый цикл: «известковые фабрики с печами в виде усечённого конуса, выгоравшие от солнца, в живописном пейзаже разъедаемых кислотою скал, поражающие неумолимой фатальностью». И виды Стромболи, одного из Эоловых островов, между Сицилией и Неаполем, куда художник часто приезжал, чтобы запечатлеть эти заброшенные плоские домики, чьи хозяева уехали в далёкие страны в поисках фортуны, похожие на «разочарованные создания, с зияющими проёмами и квадратами окон... с белыми стенами, часто подслеповатыми, под лазурью прозрачного неба, окружённые сумраком скал».

Знакомство с живописью Марио Торнелло оставляет ощущение многогранности тем и неисчерпаемости сюжетов и постоянно возвращает нас в мир образов Сицилии, где художник берёт свои истоки и черпает вдохновение. Бродя по его римской квартире, где собрана значительная коллекция современной живописи и графики, невольно останавливаешься перед большой картиной самого Марио Торнелло, выделяющейся на общем фоне каким-то ярким, изумрудным пятном, «Согласно ритуалу». Эта тёмно-серебристая, немного фантастическая фигура средневекового рыцаря, движущаяся на фоне изумрудных лугов и холмов, заставляет вспомнить подвиги средневековых паладинов и истории, возникающие на страницах древней истории Сицилии, которые художник слышал ещё в детстве и которые не раз возникнут в его художественной памяти.

Также и в его мастерской, просторной комнате, залитой солнцем, где фотографии близких перемежаются с разного рода деревянными скульптурками, ракушками, где обращает на себя внимание внушительная маска из терракоты, созданная Марио Торнелло в 1974 году и названная «Прежде нас», и где нагромождение баночек с красками, мольберт, афиши выставок и даже скромно висящая в углу «шапочка мастера» (почти как в романе Булгакова!) создают особую атмосферу погружения в «святая святых» художника, остро чувствуешь сказочность того немного ирреального мира, навеянного воспоминаниями о невозвратной стране детства, который преображается на полотнах в яркие живописные образы.

С удивлением я заметила, что многие из тем, о которых упоминал Франческо Карбоне, до сих пор существуют в творчестве Марио Торнелло, и они ещё раз прошли перед моими глазами в самых излюбленных, особенно дорогих для автора сюжетах, к которым он постоянно возвращается.

Такое впечатление, что в последнее десятилетие мировосприятие художника стало гораздо более спокойным, умиротворённым. Если ещё в 70-е годы его «умершие» и «безумные короли», «головы убийц» и даже «анжуйский рыцарь» с его почти пугающим порывом, стремительностью несли в себе что-то трагически-жестокое, неумолимое, а «человек во власти» с окаменевшим лицом, как будто вырубленным в скале, оставлял ощущение жестокости и силы, заставляющей вспомнить о той «суровости и затаённости» сицилийского характера, о которой упоминал П.П. Муратов, то в работах Марио Торнелло последнего десятилетия появилась некая элегичность, просветлённость, где высокая, светлая поэзия детства, ностальгия по его любимой Сицилии соединена с мудростью прожитой жизни, богатой событиями и полной размышлений.

Раз за разом возвращается художник к своим излюбленным темам, проходящим через всю его жизнь, но средневековые паладины последних лет, навевающие сказки детства, не имеют ничего общего с яростным порывом анжуйского рыцаря, а средиземноморские пейзажи — «Память острова», «Пейзаж памяти», «Эоловы острова» — в их беззаботной лазурности неба и глубоких объятиях моря, как бы охватывающих вашу душу, в сочетании со всевозможным спектром цветов, от сине-жёлто-коричневого до угольно-зелёного холмов и прибрежных утёсов, как признаётся сам художник, вызваны воспоминаниями о «наиболее счастливых моментах жизни». И даже «Крик природы», «оскорбляемой человеком ради своей выгоды», поражает какой-то удивительной нежностью, красотой и гармонией этого живого существа, которое, «несмотря на все приносимое ей зло, находит силы, чтобы вновь цвести, одаривая человека» (Марио Торнелло).

Ещё раз возникает в стенах этой мастерской образ заброшенной лодки («Реликт»), одиноко возвышающейся на камнях как память о прошлом и заставляющей вспомнить ранние работы художника. Этот образ проходит через всю живопись Марио Торнелло. А рядом — на пустынном берегу, переходящем вдали в аквамариновые тона типичного средиземноморского пейзажа, — покоится на тёплом песке ещё один неизвестный объект. Что это? До неузнаваемости разложившиеся остатки лодки? Или космический корабль, прилетевший на землю с далёких галактик? Эта картина («Из будущего») заставляет по-разному интерпретировать её содержание, но, кажется, ни от одной из работ Марио Торнелло не исходит такого ощущения одиночества, покинутости человека, остающегося один на один с прекрасной в своей совершенности, но все же пугающей таинственностью природой, являющей ему свои загадки и ставящей перед ним неразрешимые. вопросы.

...Знакомство с многогранным, оригинальным творческим миром Марио Торнелло оставляет ощущение объёмности личности мастера, крепко связанного с культурой своей страны, своей малой родины и в то же время способного подняться до всеобъёмности постижения человеческой личности, высот человеческого духа. Образы, рождённые художником, заставляют вновь и вновь мысленно возвращаться к ним, поражая глубиной скрытого в них смысла и той трагической, ускользающей красотой нашей стремительно убывающей жизни, которой только искусство способно придать черты вечности.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 01.07.04 16:13