Поэзия
Италии
Ирина Баранчеева
Портрет
художника в лучах сицилийского солнца
Нежное
солнце обливало ласковым светом бледные,
матовые, почти что «пепельные» оливы, росшие в
больших глиняных горшках на террасе того
римского отеля, где каждое утро, с неизменной
пунктуальностью, ровно в девять часов, появлялся Марио Торнелло — сицилийский
художник, поэт и писатель, уже больше сорока лет
живущий в итальянской столице.
Жизнерадостный,
с «вулканическим» (как охарактеризовал его
один журналист) темпераментом. Во всём его
облике есть что-то типично сицилийское, включая
смуглый цвет лица, по-детски живые, лучащиеся
глаза, в которых светится неизменный интерес ко
всему новому, неизвестному, и удивительный
артистизм, дополняемый отличным чувством юмора и
обезоруживающей улыбкой. При этом невольно
вспоминаются строки П.А.Муратова из «Образов
Италии»: «Сицилийский характер полон
сдерживаемых страстей, расположен к
сосредоточенности и накоплению энергии,
разрешающейся внезапным взрывом». Без сомнения,
и эти качества присутствуют в артистической
натуре Марио Торнелло, но
только смягчённые, во-первых, его природной
добротой, а во-вторых, мощной, всепоглощающей
любовью к искусству и ко всему тому прекрасному,
что могла родить его выжженная солнцем земля.
Поражает
удивительная преданность художника Сицилии, её
богатейшей культуре и древней истории,
влюблённость в её образы и виды — то омываемые
аквамариновым морем пустынные берега, а то
залитые лавой вулканические пейзажи в их
мучительной красоте.
Марио Торнелло родился в
Палермо и провёл детские и юношеские годы в
столице Сицилии, а также в расположенной
неподалеку Багерии. Чувство Сицилии, впитанное
им с молоком матери, пронизывает все грани его
творчества. Сицилийские краски, запахи, звуки,
легенды и сказания и даже смешение многих
культур, характерное для острова, художник
воспринял совершенно особенным образом и позже,
преобразив силой своего воображения, попытался
запечатлеть на своих полотнах... а потом и на
листе бумаги.
Итальянский
художественный критик Франческо Карбоне
отмечает несколько этапов или ступеней
творческого пути Марио
Торнелло. Впервые появившиеся на его полотнах
серные копи с их «магией запустения» сменились
серией видов Монпарнаса, которые художник
запечатлел во время недолгого пребывания в
Париже, где учился живописи, и которые
экспонировал, прежде чем вернуться в Италию, в
галереях Цюриха и Лозанны.
Затем
парижский цикл уступил место изображению
каркасов рыбачьих лодок «в скрытых уголках тихих
гаваней, наполовину засыпанных песком или
перевёрнутых вверх дном, разъеденных солёным
морским воздухом или с зияющими боками,
разрушенных штормами и горячими ветрами, с
погасшими лампами для ночного лова рыбы».
А затем
появляется новый цикл: «известковые фабрики с
печами в виде усечённого конуса, выгоравшие от
солнца, в живописном пейзаже разъедаемых
кислотою скал, поражающие неумолимой
фатальностью». И виды Стромболи, одного из
Эоловых островов, между Сицилией и Неаполем, куда
художник часто приезжал, чтобы запечатлеть эти
заброшенные плоские домики, чьи хозяева уехали в
далёкие страны в поисках фортуны, похожие на
«разочарованные создания, с зияющими проёмами и
квадратами окон... с белыми стенами, часто
подслеповатыми, под лазурью прозрачного неба,
окружённые сумраком скал».
Знакомство
с живописью Марио Торнелло
оставляет ощущение многогранности тем и
неисчерпаемости сюжетов и постоянно возвращает
нас в мир образов Сицилии, где художник берёт
свои истоки и черпает вдохновение. Бродя по его
римской квартире, где собрана значительная
коллекция современной живописи и графики,
невольно останавливаешься перед большой
картиной самого Марио Торнелло,
выделяющейся на общем фоне каким-то ярким,
изумрудным пятном, «Согласно ритуалу». Эта
тёмно-серебристая, немного фантастическая
фигура средневекового рыцаря, движущаяся на фоне
изумрудных лугов и холмов, заставляет вспомнить
подвиги средневековых паладинов и истории,
возникающие на страницах древней истории
Сицилии, которые художник слышал ещё в детстве и
которые не раз возникнут в его художественной
памяти.
Также и в
его мастерской, просторной комнате, залитой
солнцем, где фотографии близких перемежаются с
разного рода деревянными скульптурками,
ракушками, где обращает на себя внимание
внушительная маска из терракоты, созданная Марио Торнелло в 1974 году и
названная «Прежде нас», и где нагромождение
баночек с красками, мольберт, афиши выставок и
даже скромно висящая в углу «шапочка мастера» (почти
как в романе Булгакова!) создают особую
атмосферу погружения в «святая святых»
художника, остро чувствуешь сказочность того
немного ирреального мира, навеянного
воспоминаниями о невозвратной стране детства,
который преображается на полотнах в яркие
живописные образы.
С
удивлением я заметила, что многие из тем, о
которых упоминал Франческо Карбоне, до сих пор
существуют в творчестве Марио
Торнелло, и они ещё раз прошли перед моими
глазами в самых излюбленных, особенно дорогих
для автора сюжетах, к которым он постоянно
возвращается.
Такое
впечатление, что в последнее десятилетие
мировосприятие художника стало гораздо более
спокойным, умиротворённым. Если ещё в 70-е годы его
«умершие» и «безумные короли», «головы убийц» и
даже «анжуйский рыцарь» с его почти пугающим
порывом, стремительностью несли в себе что-то
трагически-жестокое, неумолимое, а «человек во
власти» с окаменевшим лицом, как будто
вырубленным в скале, оставлял ощущение
жестокости и силы, заставляющей вспомнить о той
«суровости и затаённости» сицилийского
характера, о которой упоминал П.П. Муратов, то в
работах Марио Торнелло
последнего десятилетия появилась некая
элегичность, просветлённость, где высокая,
светлая поэзия детства, ностальгия по его
любимой Сицилии соединена с мудростью прожитой
жизни, богатой событиями и полной размышлений.
Раз за
разом возвращается художник к своим излюбленным
темам, проходящим через всю его жизнь, но
средневековые паладины последних лет,
навевающие сказки детства, не имеют ничего
общего с яростным порывом анжуйского рыцаря, а
средиземноморские пейзажи — «Память острова»,
«Пейзаж памяти», «Эоловы острова» — в их
беззаботной лазурности неба и глубоких объятиях
моря, как бы охватывающих вашу душу, в сочетании
со всевозможным спектром цветов, от
сине-жёлто-коричневого до угольно-зелёного
холмов и прибрежных утёсов, как признаётся сам
художник, вызваны воспоминаниями о «наиболее
счастливых моментах жизни». И даже «Крик
природы», «оскорбляемой человеком ради своей
выгоды», поражает какой-то удивительной
нежностью, красотой и гармонией этого живого
существа, которое, «несмотря на все приносимое
ей зло, находит силы, чтобы вновь цвести, одаривая
человека» (Марио Торнелло).
Ещё раз
возникает в стенах этой мастерской образ
заброшенной лодки («Реликт»), одиноко
возвышающейся на камнях как память о прошлом и
заставляющей вспомнить ранние работы художника.
Этот образ проходит через всю живопись Марио Торнелло. А рядом — на
пустынном берегу, переходящем вдали в
аквамариновые тона типичного
средиземноморского пейзажа, — покоится на
тёплом песке ещё один неизвестный объект. Что
это? До неузнаваемости разложившиеся остатки
лодки? Или космический корабль, прилетевший на
землю с далёких галактик? Эта картина («Из
будущего») заставляет по-разному
интерпретировать её содержание, но, кажется, ни
от одной из работ Марио
Торнелло не исходит такого ощущения
одиночества, покинутости человека, остающегося
один на один с прекрасной в своей совершенности,
но все же пугающей таинственностью природой,
являющей ему свои загадки и ставящей перед ним
неразрешимые. вопросы.
...Знакомство с
многогранным, оригинальным творческим миром Марио Торнелло оставляет
ощущение объёмности личности мастера, крепко
связанного с культурой своей страны, своей малой
родины и в то же время способного подняться до
всеобъёмности постижения человеческой личности,
высот человеческого духа. Образы, рождённые
художником, заставляют вновь и вновь мысленно
возвращаться к ним, поражая глубиной скрытого в
них смысла и той трагической, ускользающей
красотой нашей стремительно убывающей жизни,
которой только искусство способно придать черты
вечности.
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify
date): 01.07.04 16:13