1 Первый польский исторически достоверный король князь Мешко (или Мечислав I; 922?—992), из династии Пястов, сын Земомысла. При нём начало складываться польское государство и произошло объединение польских земель, в 966 г. ввёл христианство (по католическому образцу). Женился на чешской княжне Добраве (?—977), дочери чешского князя Болеслава I Грозного (905—967).
2 Przebinda G. Wieksza Europa. Papiez wobec Rosji i Ukrainy. Krakow, 2001.
3 Przebinda G. Miedzy Moskwa a Rzymem. Krakow, 2003.
4 В том числе во многом обобщающее и требующее отдельного рассмотрения исследование «От Чаадаева до Бердяева. Спор о Боге и человеке в русской мысли 1832 — 1922: Przebinda G. Od Czaаdajewa do Bierdiajewa. Spor o Boga i czlowieka w mysli rosyjskiej 1832—1922. Krakow, 1998.
5 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти ТТ. Ленинград, 1982, т. 24, с. 147.
6 Энциклика Вера и разум (fides et ratio) Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II. М., 1999.
7 Там же. — С. 99—104. «Согласно довольно распространенному мнению,— замечает Папа,— учёные, как правило, являются агностиками, а занятия наукой отдаляют от Бога. [...] Ещё более интересно и поучительно было бы выяснить, почему многие учёные и ныне, как и в прошлом, считают, что строго научный характер исследования и в то же время искреннее и восторженное признание существования Бога не только не противоречат друг другу, но и составляют прекрасное целое. [...] Более тщательный анализ показывает, что переход к религиозным убеждениям совершается не сам по себе, в ходе научно-исследовательских экспериментов, но в силу основных принципов философии, таких, как принцип случайности, целесообразности, самодостаточности разума, которые учёный, будучи человеком, применяет в ежедневных контактах с жизнью и изучаемой действительностью. Более того, находясь на передовых рубежах современного мира, первым подмечая огромную сложность и вместе с тем удивительную гармонию действительности, учёный может стать особым свидетелем того, что есть все основания принять религиозное мировоззрение; он может также на личном примере показать, что признание трансцендентности не только не наносит вреда независимости учёного и целям научно-исследовательской работы, но побуждает неустанно стремиться выйти за пределы собственного «я» в постижении открывающейся самотрансцендентности человеческой тайны [...]. Неужели, вопрошает он, человеческий разум, с таким трудом пытающийся определить строение и законы взаимодействия частиц материи, не склоняется к тому, чтобы искать их начало в Высшем Разуме, положившем начало всему? Перед картиной всего этого великолепия, которое можно бы назвать бесконечно малым миром атома и бесконечно большим миром космоса, человеческий разум со всей полнотой ощущает, что всё это превосходит его творческие возможности и даже его воображение, и он осознает, что столь совершенное и великое творение не может не иметь Творца, мудрость Которого превыше всякой меры, могущество не знает границ».
8 Изданный ими сборник статей «Христианское воссоединение. Экуменические проблемы в православном сознании» (Париж, 1931), включил выступления на эту тему митрополита Буковины Нектария, архиепископа Гелиопольского Геннадия, протопрeсвитера из Болгарии Стефана Цанкова, посланника Афин Галилькара Алевизатоса, а также А.В.Карташева, В.В.Зелиньского и др.
9 См. Walicki A. Rosyjska filozofia i mysl spoleczna od Oswiecenia do marksizmu. W-wa,1973.
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Польша"]
Дата обновления информации (Modify
date): 02.07.04 08:49